ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Голубева Е.В.
Таганрогский государственный радиотехнический университет
Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» - Кисловодск: изд-во филиала СевКавГТУ в г. Кисловодске. – 2006. с. 103-104.
Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте.
Целью нашей работы явилось изучение ценностных ориентаций и самооценки детей 8-9 лет из семей со средним достатком. В исследовании приняли участие 108 младших школьников. В качестве диагностического материала использовалась Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций (А.А. Реан) в модифицированном варианте с включением ценностных характеристик «богатый», «щедрый», «трудолюбивый», «экономный». Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что в структуре ценностей современного младшего школьника наиболее значимыми являются «экономические», которым соответствуют ценностные характеристики «богатый» и «экономный».
Исследование показало, что:
1) наиболее значимыми ценностями для младших школьников являются характеристики «хорошо учится» (ранг 1), «умный» (ранг 2) и «трудолюбивый» (ранг 3);
2) в самооценке младших школьников преобладают характеристики «хорошо учится» (ранг 1), «здоровый» (ранг 2) и «щедрый» (ранг 3);
3) несоответствие самооценки и ценностных ориентации наблюдается у 56% детей. Эмоциональный дискомфорт вызывает несоответствие самооценки и ценностных ориентаций, в основном, по характеристике «умный» (в 27% случаев).
4) характеристика «богатый» не входит в число наиболее значимых ценностей, при этом число несовпадений самооценки и ценностных ориентации по данной характеристике велико (17% случаев). Полученный результат согласуется с характеристикой американского психолога Э.Эриксона детей 6-12 лет. Согласно Э.Эриксону, на этой возрастной стадии дети впервые обнаруживают, что социально-экономическое положение определяет их личностную значимость. В случае если это положение не достаточно высоко, у детей может возникнуть чувство неуверенности в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Таким образом, структура ценностных ориентаций современных младших школьников отражает основные психологические характеристики этого возраста: ведущая роль учебной деятельности, интенсивное интеллектуальное развитие, повышение роли труда в психическом развитии. «Экономические» ценности не являются доминирующими в этом возрасте.