Голубева Е.В.
Проблема соотношения экономического и нравственного в воспитании детей
Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. № 1 (56). – с.23-26.
В последние годы, ознаменованные существенными трансформациями в социально-экономической сфере, проблема согласованности экономического и нравственного в воспитании детей становится все более актуальной. Экономическое воспитание рассматривают как формирование экономически грамотной личности, способной ориентироваться в экономической жизни общества. Под нравственным воспитанием понимается вырабатывание системы ценностей личности. «Перекос» в сторону экономического аспекта воспитания приводит к развитию у человека стремления к получению материальной выгоды любой ценой. Преобладание нравственного аспекта воспитания, напротив, приводит к формированию духовно развитой личности, но оторванной от реалий современной жизни. Опасность возникновения подобных «перекосов» в воспитании приводит к необходимости анализа взаимного влияния двух направлений воспитания – экономического и нравственного. Задачей воспитания, на наш взгляд, должно быть формирование экономически грамотной личности, опирающейся на приоритет духовных ценностей.
В западных психологических исследованиях преобладает экономический аспект названной проблемы. Зарубежные психологи пришли к выводу о том, что в своем восприятии экономики дети проходят путь от homo sociologicus, мотивированного моральными и социальными нормами, до homo economicus, стремящегося к материальному удовлетворению. Так, в исследовании Г. Севон и С. Векстром [4] высказывания младших детей (8 лет) на экономические темы авторы оценивают как «моральные» (забота о других людях и одобрение окружающими собственного поведения), а старших (14 лет) – как «экономические» (другие люди рассматриваются как средства или препятствия удовлетворения своих потребностей). Для объяснения представлений детей об экономических явлениях чаще всего исследователи (Л. Ферби, М. Сигал) используют теорию морального развития американского психолога Л. Колберга. 7-8 летние дети выражают скорее «физическое», чем психологическое отношение к вещам: способ обретения вещи менее значим, чем удовлетворение своего желания иметь эту вещь. Поэтому они согласны отнестись с пониманием к страстному стремлению завладеть этой вещью. В 9-10 лет ребенок начинает сознавать, что право собственности стоит выше чьего-либо интереса к вожделенной вещи. Таким образом, по мере взросления, ребенок все более полно осознает связь морали и законности.
В отечественной психологической науке вопросы соотношения нравственного и экономического воспитания школьников получили освещение в работах А.Ф. Аменда, В.А. Кальней, И.А. Сасовой, В.И. Максютенко, Л.П. Михалёва, В.А. Полякова, Е.Б. Саянова, С. Л. Чернер, Н.Н. Тарарухиной и др.
Педагог Н.Н. Тарарухина [3] предлагает модель нравственно-экономического воспитания личности школьника, целями которого выступают: формирование нравственных убеждений, умений и навыков деятельности в новых социально-экономических условиях; ценностное освоение этических правил и норм, необходимых для профессиональной деятельности и общения; инициирование активности личности, способствующее формированию нравственно-экономических качеств (бережливость, экономность, честность, коллективизм, организованность и др.).
Требует уточнения понятие «экономические качества» личности. Общепринято относить к ним только «материальные» потребности, способности и ценностные ориентации и противопоставлять им духовные качества личности. В.В. Прокин [2] предлагает более широкое понятие экономических свойств человека как всех свойств, которые он проявляет в сфере экономики. А к ним относятся и «материальные», и духовные параметры личности. Поэтому дилемма экономического и духовного воспитания, на его взгляд, является ложной. Подход, не разграничивающий «экономические» и «нравственные» качества, а рассматривающий личность как систему взаимосвязанных качеств, проявляющихся в той или иной деятельности (в том числе экономической), представляется наиболее обоснованным.
Одним из качеств личности, обеспечивающих ее успешность в экономической деятельности, является предприимчивость. В.Б. Орлов дает ему такое определение: «Предприимчивость – это деловая активность, содержанием которой являются решительные и нестандартные действия» [1; с. 60]. Составными элементами этого интегративного качества являются: поведенческая активность, лидерство, хозяйственная самостоятельность, воля, эмоциональная стабильность, творческая мотивация, инновационный подход, склонность к хозяйственному риску, коммуникабельность, гуманистическая направленность.
Таким образом, проблема согласованности экономического и нравственного воспитания должна решаться как задача формирования мотивации нравственного поведения во всех сферах деятельности человека.
Готовность к экономической деятельности начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте, когда ребенка начинают интересовать экономические отношения в обществе, в котором он живет [6]. В этот возрастной период ребенок овладевает следующими экономическими представлениями: покупка, ценность денег, богатство и бедность, взаимосвязь между деньгами и работой и др. [5]. Представления имеют 3 компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный.
На наш взгляд, эмоционально-ценностный компонент экономических представлений (оценка значимости для индивида экономических реалий) выражает степень согласованности экономического и нравственного воспитания детей.
Нами была предпринята попытка изучения эмоционально-ценностного компонента экономических представлений у младших школьников. Исследование проводилось на детях 7-8 лет, учащихся 2-х классов школы № 24 г. Таганрога в феврале 2004 г. Количество испытуемых составило 102 человека (54 мальчика и 48 девочек).
Для проведения исследования были разработаны вопросы полустандартизированного интервью, направленные на изучение эмоционально-ценностного компонента следующих экономических представлений: потребности, профессия, деньги, траты, собственность, долг, богатство, бедность.
Ответы детей классифицируем как «экономические» (в которых подчеркивается значимость экономической деятельности, прибыли, наличия собственности, личной выгоды и т.п.) и «нравственные» (в которых делается акцент на общечеловеческих ценностях – труд на благо других людей, справедливость, честность и т.д.) и ответы «не знаю», выявляющие детей, для которых экономические объекты не представляют значимости.
Таблица 1 – Анализ ответов детей
Представление |
Вопрос интервью |
Категории ответов |
Примеры высказываний |
Процент |
1. Потребности |
можно ли получить сразу все, что хочешь? |
Экономические |
нет, не хватит денег |
43 |
Нравственные |
нет, нужно потрудиться /что-то сделать |
54 |
||
«Не знаю» |
3 |
|||
2. Профессия |
какие профессии ты считаешь наиболее важными? |
Экономические |
«предприниматели» [1] |
0 |
Нравственные |
доктор /милиционер /пожарный |
61 |
||
«Не знаю» |
39 |
|||
3. Деньги |
сколько бы ты хотел иметь денег? |
Экономические |
миллион / тысяча / много |
73 |
Нравственные |
уже есть, хватит / нисколько |
6 |
||
«Не знаю» |
21 |
|||
4. Траты |
если бы ты получил(а) много денег, как бы ты их потратил(а)? |
Экономические |
я бы не тратил(а), а собирал(а) / куплю машину / дом / игрушки |
61 |
Нравственные |
отдам родителям / на помощь семье / бабушке на лекарства |
21 |
||
«Не знаю» |
18 |
|||
5.Собственность |
важно ли для тебя беречь собственные вещи? почему? |
Экономические |
дорогие / денег стоят / придется покупать новые, если испорчу |
62 |
Нравственные |
люблю их / они мне дороги / можно отдать другим, когда вырасту |
17 |
||
«Не знаю» |
21 |
|||
6. Долг |
почему нужно отдавать долг? |
Экономические |
второй раз не дадут |
11 |
Нравственные |
не отдать – плохо / нечестно / не будут верить / дал слово |
72 |
||
«Не знаю» |
17 |
|||
7. Богатство |
быть богатым – хорошо или плохо? почему? |
Экономические |
хорошо – много денег / можно все купить / плохо – могут обокрасть |
65 |
Нравственные |
плохо – у тебя много денег, а у других мало / деньги портят человека / делают людей жадными |
30 |
||
«Не знаю» |
5 |
|||
8.Бедность |
быть бедным – хорошо или плохо? почему? |
Экономические |
плохо – нет денег |
88 |
Нравственные |
плохо – никто не уважает / могут посмеяться / никто не любит |
9 |
||
«Не знаю» |
3 |
Итак, анализ результатов показал, что в среднем около 84 % младших школьников могут выразить свое отношение к экономическим объектам и явлениям (доля ответов «Не знаю» в среднем составляет 16 %). Следовательно, сфера экономической жизни знакома большинству младших школьников и представляет для них определенную значимость.
Около 50 % ответов детей можно охарактеризовать как «экономические» и около 34 % ответов детей можно назвать «нравственными», что говорит о преобладании материальной направленности в отношении детей к экономическим объектам и явлениям. Это может быть вызвано рассогласованием в экономическом и нравственном воспитании современных младших школьников. Поэтому всестороннее изучение данной проблемы и на этой основе выработка рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию детей является одной из важных задач современной психологической науки.
Следует подчеркнуть, что проведенное исследование вскрывает ряд трудностей в эмпирическом изучении проблемы соотношения нравственного и экономического воспитания. К числу таких трудностей относится проблема содержания вопросов интервью, выявляющих эмоционально-ценностный компонент экономических представлений. Направленность вопросов на экономические отношения может вызывать преобладание ответов детей, которые можно охарактеризовать как «экономические», что может существенно искажать результаты.
Кроме того, трудность вызывает разграничение ответов «экономического» и «нравственного» характера, особенно в связи со сменой преобладающих ценностей и ориентаций в современном российском обществе, которая является источником идеи о непротиворечивости экономического и нравственного воспитания.
Попытка разрешения вышеперечисленных трудностей является перспективным направлением исследований поставленной проблемы.
Литература
1. Орлов В.Б. Опыт подготовки предпринимателя // Педагогика, № 2, 2001. – С. 58 – 65.
2. Прокин В.В. Развитие системы экономического воспитания в вузе // Материалы областной конференции «Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза», ПГПУ, 2003 // http://www.pspu.ru/sci_vospit_materials.shtml
3. Тарарухина Н. Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд-та пед. наук. – М., 2000.
4. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии.- 2000. -№ 2.- С. 94-102.
5. Экономическая психология. Под. ред. И.В. Андреевой – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
6. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2000.- 415с.
[1] Ни один из испытуемых не дал на этот вопрос ответа, который можно было бы охарактеризовать как экономический, т.е. этот вариант ответа был ожидаем, но не был получен.