Голубева Е.В.
О характеристиках экономического воспитания младших школьников в семье
Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 5 (49). – с.79-85.
Экономическое воспитание является одной из сторон воспитательного процесса в целом. Потребность в нем существовала всегда, но значимость усилилась в период реформ, проводимых в нашей стране. Социально-экономические преобразования существенно изменили уклад нашей жизни: появляются новые социальные классы и группы, происходит имущественное расслоение, изменяется структура семьи и соответствующие роли, появляются новые ценности, утрачиваются прежние, по-иному воспринимается жизнедеятельность общества.
Исследования последних лет свидетельствуют, что среди российских школьников довольно быстро идет смена духовных ценностей и ориентаций. Ещё в начале 90-х годов значительная часть детей и подростков считала основной ценностью труд на пользу общества, но уже к концу десятилетия этот процент снизился до 3-5. На первое место среди идеальных качеств личности выходят деловитость, находчивость, сообразительность, а уже потом – гуманизм, трудолюбие, взаимопонимание. Идеалом теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий» [6].
Независимо от того, занимаются образовательные учреждения экономическим воспитанием или нет, дети черпают определенную информацию из мира социальных отношений и по-своему ее осмысливают, что может привести к формированию у них неадекватных экономических представлений, негативных качеств личности. Так, педагог Г.М. Афонина писала: «Расслоение общества в условиях рыночной экономики развивает у подросткового поколения зависть, стремление к наживе, обесцениваются духовные богатства общества… Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное и добросовестное отношение к труду. Происходит деформация нравственных понятий (исполнительности, добросовестности, активности, творческого подхода)» [1; 43-44].
Названные выше обстоятельства требуют от воспитателей и родителей оказания помощи детям в переработке получаемой экономической информации и превращения ее в инструмент для адекватного использования. Это, в свою очередь, требует более пристального внимания педагогов и психологов к вопросу экономического воспитания.
Вопрос экономического воспитания, формирования экономической культуры рассматривается в современной психологической и педагогической науке следующим образом. И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов пишут: «Экономическая культура личности характеризуется сформированностью у нее экономического сознания и мышления, позволяющих определить свое отношение к экономическим явлениям и закономерностям в жизни общества, видеть свою роль в их оптимизации и совершенствовании, а также реализовать свои потребности, интересы и стремления в соответствии с социальной потребностью и личностным потенциалом» [4; 27]. Базисные параметры экономической культуры позволяют выделить ведущие направления содержания экономического воспитания личности.
Педагог Е.В. Савина вводит понятие "базисные элементы экономической культуры младших школьников", под которым понимает необходимый минимум экономических знаний, экономически значимых качеств личности, ценностных ориентацией, достижений в общественно-трудовой и учебной деятельности, которые являются обязательными предпосылками для развития личности в новых рыночных условиях и без которых невозможна ее социализация [6]. К ним относит:
- необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность и др.);
- экономические потребности (потребности в творческом труде, в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в сохранении и приумножении природных богатств).
Итогом экономического воспитания, как считает экономист Л.А. Голуб, должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться [2]. Экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер, и поэтому приемы и методы его осуществления должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Ребенка необходимо знакомить с экономическими понятиями системно, цельно, используя тот опыт, который он уже имеет. Более всего для этого подходит экономика семьи. Ведь на этом материале можно проследить все, практически, экономические категории: товар, продукт, услуга, доходы и расходы, деньги, банк и даже инфляцию, налоги, цены и показать роль дошкольника в экономических процессах семьи.
Таким образом, именно экономическое воспитание в семье открывает широкие возможности влияния на социальные ориентации ребенка, на его адаптацию к изменяющейся действительности. Этот вопрос рассматривается западными учеными А. Мэтьюз, Дж. и Е. Ньюсонами, Д. Лассаре, К. Дэвисрм и Р. Тейлором. Так, американская исследовательница А. Мэтьюз полагает, что поведение и установки по отношению к деньгам являются следствием эмоциональной динамики раннего детства, взаимоотношений с родителями. Родители сознательно или бессознательно внушают своим детям установки по отношению к деньгам, которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь:
• Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путем.
• Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас дом с бассейном. А если не будет денег, не будет и друзей.
• Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы – нет [8; 95].
Родительские «напутствия» относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Особенно это касается граждан нашей страны. Отечественный исследователь Е.В. Козлова [3] отмечает значительное количество отказов взрослого населения давать какие-либо оценки современным экономическим реалиям, что может свидетельствовать о наличии перестройки ранее сложившихся экономических и нравственно-этических представлений. Можно предположить, что и «транслируемые» детям установки, нормы и ценности также недостаточно четки и ясны.
Формирующиеся экономические представления детей тесно связаны с экономическими представлениями их родителей. Однако, как нам кажется, важно не только то, какие знания, навыки, установки передаются, но и то, как они передаются, т.е. каков процесс экономического воспитания ребенка.
Нами была предпринята попытка изучить аспекты экономического воспитания младших школьников в семье.
Объектом исследования стали родители 7-8-летних учащихся 2-х классов школы г. Таганрога. Количество испытуемых составило 102 человека. Исследование проводилось в феврале 2004 г.
Для изучения аспектов экономического воспитания ребенка были разработаны вопросы анкеты. Вопросы направлены на выяснение мнения родителей по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости развития у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений. Кроме того, анкета позволяет установить, какие методы экономического воспитания используются в семье: беседы на экономические темы, привлечение к домашнему труду, побуждение к самостоятельным заработкам и т.д. При заполнении анкеты родители выбирают один из вариантов ответов. Варианты ответов для последующей математической обработки были закодированы оценками 1, 2, 3 в соответствии со степенью предпочтения экономических аспектов воспитания.
Известно, что отдельные направления воспитания (патриотическое, нравственное, экономическое, эстетическое и др.) связаны с общим стилем воспитания ребенка. Чтобы определить стиль воспитания ребенка в семье и установить его связь с экономическим аспектом воспитания использовался Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Варга А.Я., Столина В.В. [5; 193-198]. 61 вопрос методики составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Контроль», «Инфантилизация».
Результаты изучения аспектов экономического воспитания ребенка представим в таблице.
Таблица 1 – Анализ анкетирования родителей
№ |
Вопрос анкеты |
Вариант ответа |
||||
а |
б |
в |
||||
1 |
Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль? |
да 73 % |
не уверен(а) 9 % |
нет 18 % |
||
2 |
Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда, стоимость различных товаров и т.п.)? |
часто 59 % |
иногда 40 % |
никогда 1 % |
||
3 |
Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить «нездоровый» интерес к ним? |
да 19 % |
не уверен(а) 6 % |
нет 75 % |
||
4 |
Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость? |
да 98 % |
не уверен(а) 0 % |
нет 2 % |
||
5 |
В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять ему причину отказа? |
да 98 % |
не уверен(а) 0 % |
нет 2 % |
||
6 |
Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров? |
да 60 % |
не всегда 34 % |
нет 6 % |
||
7 |
Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги? |
да 93 % |
не всегда 5 % |
нет 2 % |
||
8 |
Считаете ли Вы, что ребенок должен сам зарабатывать деньги (торговать газетами, мыть машины и т.п.)? |
да 22 % |
не уверен(а) 10 % |
нет 68 % |
||
9 |
Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе? |
да 81 % |
не всегда 15 % |
нет 4 % |
||
10 |
Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи? |
да 20 % |
не всегда 33 % |
нет 47 % |
||
11 |
Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде? |
да 61 % |
не всегда 38 % |
нет 1 % |
||
12 |
Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому? |
да 3 % |
не всегда 11 % |
нет 85 % |
||
13 |
Поощряете ли Вы деньгами хорошую учебу ребенка? |
да 11 % |
не всегда 18 % |
нет 71 % |
||
14 |
Смотрит ли Ваш ребенок телевизионную рекламу? Если да, то как Вы к этому относитесь? |
положительно 10 % |
спокойно 60 % |
отрицательно 31 % |
||
15 |
Есть ли у Вашего ребенка вещи, принадлежащие лично ему? Если да, то как Вы поступите, узнав, что ребенок испортил (потерял, подарил, обменял) такую вещь? |
отрицательно, накажу, не куплю замену 32 % |
объясню, что так поступать неразумно, нужно советоваться с родителями 48 % |
нормально, спокойно 18 % |
||
16 |
Даете ли Вы ребенку деньги на карманные расходы (независимо от успехов в школе, помощи по дому и т.п.)? |
да 25 % |
да, но не регулярно 41% |
нет 34 % |
||
В целом родители опрошенных детей признают, что экономический аспект является важным в воспитании ребенка и в соответствии с этим уделяют этому достаточно много внимания: беседуют с ребенком на экономические темы (рассказывают о стоимости приобретаемых товаров, о своей работе, о том, откуда берутся деньги), привлекают ребенка к домашнему труду, выдают ему деньги на карманные расходы. При этом родители стремятся контролировать «экономическую деятельность» своих детей. Если ребенок решит самостоятельно распорядиться собственной вещью (подарить, обменять), то родители выберут следующие стратегии поведения: 48 % проведут с ним беседу о том, что так поступать неразумно, а 32 % родителей применят наказание. Существуют также моменты экономической жизни, закрытые для участия в них ребенка: самостоятельные заработки, обсуждение бюджета семьи. Дети младшего школьного возраста, по мнению родителей, еще не достаточно взрослые для того, чтобы включаться в такие аспекты экономических отношений.
Данные, полученные по опроснику родительского отношения к детям, представим в виде гистограммы. На рисунке 1 на оси абсцисс отметим наименования шкал опросника, а по оси ординат – процент испытуемых, набравших по ним низкие, средние или высокие баллы.
Рисунок 1 – Баллы, полученные родителями по шкалам опросника ОРО
В целом, родители чаще набирают средние баллы по таким шкалам, как «отвержение», «кооперация», «симбиоз», «гиперсоциализация», что свидетельствует о средней выраженности этих аспектов родительского отношения к детям. По шкале «инфантилизация» родители чаще набирают низкие баллы, что говорит об отношении к детям в соответствии с их возрастом, уважении к мыслям и чувствам ребенка.
Полученные результаты подвергались процедуре факторного анализа с помощью статистической системы Statistica 6.0 с использованием в качестве метода факторизации метода главных компонент, а в качестве метода вращения осей координат - Varimax. Факторный анализ позволяет выразить большее число рассматриваемых признаков через меньшее число более емких характеристик явления. В нашем случае с помощью факторного анализа можно значительно сократить число выделенных нами характеристик экономического воспитания, на выявление каждой из которых был направлен один из вопросов анкеты, и классифицировать их, объединив в группы. Кроме того, данная процедура позволит проследить взаимосвязь между аспектами экономического воспитания и родительским отношением к детям.
В результате математической обработки результатов было выделено 6 факторов и определены факторные нагрузки, отражающие взаимосвязь между фактором и признаком (вопросом анкеты или шкалой теста ОРО).
Таблица 2 – Факторные нагрузки признаков
Фактор 1 – Обсуждение экономических вопросов |
|
Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда, стоимость различных товаров и т.п.)? |
0,67 |
Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить «нездоровый» интерес к ним? |
0,45 |
В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять ему причину отказа? |
0,81 |
Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе? |
0,70 |
Шкала теста ОРО «Инфантилизация» |
-0,45 |
Фактор 2 – Ознакомление с деньгами |
|
Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль? |
0,35 |
Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость? |
0,54 |
Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров? |
0,68 |
Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи? |
0,56 |
Поощряете ли Вы деньгами хорошую учебу ребенка? |
0,57 |
Даете ли Вы ребенку деньги на карманные расходы (независимо от успехов в школе, помощи по дому и т.п.)? |
0,50 |
Фактор 3 – Экономический статус в семье |
|
Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги? |
-0,68 |
Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде? |
-0,72 |
Есть ли у Вашего ребенка вещи, принадлежащие лично ему? Если да, то как Вы поступите, узнав, что ребенок испортил (потерял, подарил, обменял) такую вещь? |
-0,45 |
Фактор 4 – Способы заработка |
|
Считаете ли Вы, что ребенок должен сам зарабатывать деньги (торговать газетами, мыть машины и т.п.)? |
-0,48 |
Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому? |
0,79 |
Фактор 5 – Позитивное отношение к ребенку |
|
Шкала теста ОРО «Кооперация» |
0,76 |
Шкала теста ОРО «Симбиоз» |
0,76 |
Фактор 6 – Негативное отношение к ребенку |
|
Шкала теста ОРО «Отвержение» |
-0,78 |
Шкала теста ОРО «Гиперсоциализация» |
-0,61 |
Смотрит ли Ваш ребенок телевизионную рекламу? Если да, то как Вы к этому относитесь? |
-0,50 |
Первый фактор, интерпретированный как «Обсуждение экономических вопросов», включает пункты анкеты, выявляющие то, как часто и охотно родители обсуждают с ребенком экономические темы (рассказывают о своей работе, объясняют причину отказа в покупке желаемого и др.). С этим фактором, кроме того, отрицательно связаны результаты по шкале теста ОРО «Инфантилизация». Это значит, что родители, воспринимающие своего ребенка как взрослого, полноправного члена семьи, чаще обсуждают с ним экономические вопросы.
Второй фактор получил название «Ознакомление с деньгами», так как большинство входящих в него вопросов анкеты отражают методы экономического воспитания, связанные с деньгами (поощрение хорошей учебы деньгами, обсуждение семейного бюджета и др.). Этот фактор также включает пункты анкеты, выявляющие позицию родителей по поводу роли экономического аспекта в воспитании и важности развития в ребенке экономических качеств.
Третий фактор – «Экономический статус ребенка в семье» объединяет признаки, показывающие, что участие ребенка в домашнем труде связано с отношением родителей к нему как к полноправному владельцу собственных вещей, которые он может дарить, менять и т.д. Этот фактор включает и обсуждение с ребенком того, откуда в семье берутся деньги.
Четвертый фактор – «Способы заработка» отражает противопоставление следующих вариантов поведения родителей: если родители оплачивают помощь ребенка по дому, то они считают, что ребенок не должен сам зарабатывать деньги вне семьи, и наоборот.
Факторы пятый и шестой, условно названные «Позитивное отношение к ребенку» и «Негативное отношение к ребенку», отражают взаимосвязь шкал теста ОРО, не связанных с аспектами экономического воспитания.
Таким образом, экономический аспект воспитания можно описать с помощью следующих емких характеристик: обсуждение экономических вопросов, ознакомление с деньгами, экономический статус ребенка в семье и способы заработка. Выделенные характеристики позволяют в дальнейшем проанализировать процесс экономического воспитания в семье и выделить его типы в зависимости от преобладания или «западания» тех или иных характеристик.
Список использованных источников
1. Афонина Г.М. Педагогика – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512 с.
2. Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников// som.fio.ru/getblob.asp?id=10012705
4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на -Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
6. Савина Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд-та пед. наук.- Челябинск, 1999.
8. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии.- 2000. -№ 2.- С. 94-102.