Е.В. Голубева
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 5 (49). – с. 71-75.
Начатые в 80-е гг. прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие социальные трансформации. Изменения социальной структуры общества, социально-экономических отношений потребовали от россиян максимального напряжения сил для адаптации к новым условиям, более активного овладения специфическими экономическими нормами, ценностями, понятиями. Появились новые проблемы, связанные с задачей экономической социализации, с которой сегодня сталкиваются не только взрослые, но и дети.
Современное общество предъявляет определенные требования к формированию экономически грамотного человека, способного принимать решения в разнообразных ситуациях экономической деятельности, проявлять деловую активность. Целенаправленное формирование такой личности невозможно без изучения уже имеющихся у детей экономических представлений. Определение набора экономических представлений, которым обладают дети, может служить отправной точкой для разработки программ их экономического образования.
Под «экономическим представлением» мы понимаем представление, имеющее специфическое содержание, а именно, организация, состояние и структура хозяйственной жизни. Экономическое представление включает в себя когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный компоненты. Представление считается сформированным, если сформированы все три его компонента.
Проблема формирования экономических представлений в отечественной психологической науке является мало разработанной (как теоретически, так и методически). Намного шире она изучаются западными психологами. О проблеме приобщения ребенка к экономическим знаниям говорил известный американский психолог Э. Эриксон, а исследованиями восприятия детьми экономических отношений занимались западные исследователи А. Страусс, К. Данзигер, Р. Саттон, Г. Маршал, Л. Магрудер и др.
В соответствии с теорией Э. Эриксона, интерес ребенка к экономическим отношениям активизируется на стадии школьного возраста (6-12 лет). Начало этой стадии соответствует младшему школьному возрасту по периодизации отечественного психолога Д.Б. Эльконина. По мнению исследователя Е.В. Савиной, младший школьный возраст по своим психологическим новообразованиям и по расширяющейся социальной ситуации развития является наиболее сензитивным для формирования экономических представлений у детей. Он характеризуется переходом психических процессов ребенка на уровень произвольности и осознанности и возникновением новых условий личностного роста в ситуации «ребенок-учитель». Такие перемены в психологической жизни ребенка способствуют более активной его социализации.
Проблема формирования экономически грамотного человека связана с выявлением роли социальных институтов, оказывающих влияние на этот процесс. Важнейшим из таких институтов является семья. По данным психологов-консультантов Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, в современных семьях наблюдается обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Большое значение в формировании экономических представлений ребенка имеет тип взаимоотношений в семье, в которой он воспитывается. А.В. Петровский выделяет четыре типа семейных взаимоотношений: «диктат», «опека», «невмешательство» и «сотрудничество». Как нам представляется, «диктат» и «опека» отрицательно сказываются на экономической социализации ребенка. Тип взаимоотношений «невмешательство» способствует формированию когнитивного и поведенческого компонентов экономических представлений, однако эмоционально-ценностный компонент оказывается при этом неразвитым. Наиболее оптимальным для экономического воспитания ребенка (как и для воспитания в целом) является, на наш взгляд, сотрудничающий тип взаимоотношений в семье. Для подтверждения этого предположения было решено изучить особенности экономических представлений у детей 7-8 лет из семей с различным типом детско-родительских отношений.
Предполагалось, что дети, воспитывающиеся в семьях с разным типом детско-родительских отношений, различаются по количеству и содержанию сформированных экономических представлений.
В исследовании были использованы следующие методы и методики. Для диагностики экономических представлений у ребенка на основе обзора Е.В. Щедриной исследований западных психологов нами были разработаны вопросы интервью. С целью подтверждения значимости содержания вопросов методики для изучения экономических представлений детей младшего школьного возраста была проведена ее экспертная оценка. Выборка экспертов состояла из 8 человек: психологов и педагогов. Окончательный вариант интервью составлен на основе обобщения оценок экспертов и учета предложенных экспертами замечаний и других вариантов вопросов. Разработанная методика позволяет провести изучение экономических представлений о следующих категориях: потребность, труд, профессия, товар, реклама, деньги, карманные деньги, цена, сдача, собственность, долг, экономить, природные ресурсы, зарплата, богатство, нужда, сбережения. Для диагностики сформированности каждого из перечисленных представлений предложен блок вопросов. Каждый блок включает 3 вопроса, один из которых направлен на выявление когнитивного компонента представлений, второй – поведенческого и третий – эмоционально-ценностного. Данная методика позволяет определить количество сформированных у ребенка или группы детей экономических представлений, а также выявить сформированность когнитивного, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов каждого представления или изучаемых экономических представлений в целом.
Для диагностики типа семейных взаимоотношений использовался Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина. 61 вопрос методики составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Контроль», «Инфантилизация». Результаты по тесту были соотнесены с типами детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского: «опека», «диктат», «невмешательство» и «сотрудничество».
Для диагностики установок родителей в области экономического воспитания ребенка разработаны вопросы анкеты. Вопросы направлены на выяснение мнения родителей по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости развития у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений. Кроме того, анкета позволяет установить, какие методы экономического воспитания используются в семье: беседы на экономические темы, привлечение к домашнему труду, побуждение к самостоятельным заработкам и т.д. Ряд вопросов посвящен прояснению «политики» родителей в отношении карманных денег (практикуется ли их выдача детям, контролируется ли их трата и т.п.). При заполнении анкеты родители выбирают один из вариантов ответов, либо (в некоторых случаях) предлагают свой вариант. Анкета позволяет выявить отношение родителей к формированию экономических представлений у детей. Кроме того, она помогает определить поведение родителей, связанное с экономическим аспектом воспитания ребенка.
Результаты, полученные в ходе исследования, анализируются с применением методов математической статистики (биноминального критерия m, U - критерия Манна-Уитни).
Исследование проводилось на детях 7-8 лет, учащихся вторых классов школы № 24 г. Таганрога, в феврале-марте 2004 г. Количество испытуемых составило 102 человека (из них 54 мальчика и 48 девочек). Также в исследовании участвовали родители детей. С целью контроля дополнительной переменной – экономического положения семьи – нами были отобраны дети из семей со средним доходом (в соответствии со статистическими показателями по региону).
По результатам исследования, у детей 7-8 лет сформированы следующие экономические представления: труд, профессия, товар, деньги, сдача, зарплата, богатство.
Выявление типа детско-родительских отношений в семьях обследованных детей показало, что в 30 случаях тип отношений является смешанным или противоречивым.
В 72 случаях удается определить тот или иной тип детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского.
В этих семьях наиболее распространенным типом детско-родительских отношений является «сотрудничество». Он диагностируется у 40 % семей. «Опека» и «диктат» диагностируются у 32 % и 22 % семей соответственно. Наименее распространенным является «невмешательство». Оно диагностируется у 6 % семей.
Выявление установок родителей в области экономического воспитания ребенка показало, что они признают важность экономического аспекта в воспитании ребенка и уделяют ему достаточно много внимания. При этом родители стремятся контролировать «экономическую деятельность» своих детей. Установки родителей в отношении экономического воспитания ребенка отличаются в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Анализ особенностей экономических представлений у детей из семей с различным типом детско-родительских отношений позволяет сделать следующие выводы. Дети из семей с типом взаимоотношений «сотрудничество» превосходят детей из семей с типом взаимоотношений «диктат» и «опека» по количеству сформированных экономических представлений. Дети, воспитывающиеся в семьях с типом взаимоотношений «невмешательство», обладают большим количеством экономических представлений, чем дети, воспитывающиеся в семьях с типом взаимоотношений «диктат». Таким образом, дети из семей с типом детско-родительских отношений «сотрудничество» и «невмешательство» обладают более широким набором экономических представлений (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Сопоставление групп детей по количеству сформированных экономических представлений
Для выявления различий в содержании экономических представлений у детей из семей с различными типами детско-родительских отношений, мы сравнили сформированность у них когнитивного, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов экономических представлений.
Достоверно можно утверждать, что дети из семей с типом взаимоотношений «сотрудничество» и «невмешательство» превосходят детей из семей с типом взаимоотношений «диктат» по сформированности когнитивного компонента экономических представлений, то есть владеют более полными знаниями об экономической действительности.
Дети из семей с типом взаимоотношений «невмешательство» превосходят детей из семей с типом взаимоотношений «диктат» и «опека» по сформированности поведенческого компонента экономических представлений, то есть обладают большим диапазоном умений и навыков взаимодействия с экономическими объектами.
Дети из семей с типом взаимоотношений «сотрудничество» превосходят детей с типом взаимоотношений «опека» по сформированности эмоционально-ценностного компонента экономических представлений, то есть более отчетливо осознают значимость для себя экономических объектов (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Сопоставление групп детей по сформированности компонентов экономических представлений
Таким образом, выдвинутая гипотеза о существовании различий в количестве и содержании экономических представлений у детей, воспитывающихся в семьях с разным типом детско-родительских отношений, подтверждается.
Способствуют экономической социализации ребенка типы детско-родительских отношений «сотрудничество» и «невмешательство».
Необходимо отметить, что вопрос о роли типа отношений «невмешательство» в формировании у ребенка экономических представлений нуждается в дополнительном изучении, так как в нашем исследовании число семей с типом взаимоотношений «невмешательство» невелико (4 из 72), что могло повлиять на полученные результаты.
На основании проведенного исследования можно предложить родителям, педагогам и психологам следующие рекомендации по формированию экономических представлений у детей.
1. При формировании экономических представлений у ребенка опираться на уже сформированные к этому возрасту представления.
2. Обращать внимание на овладение ребенком когнитивным компонентом экономических представлений, так как он сформирован у детей 7-8 лет хуже, чем поведенческий и эмоционально-ценностный.
3. В отношении с ребенком использовать тип «сотрудничество», который создает наиболее благоприятные условия для формирования экономических представлений у детей.