Голубева Е.В.
Отношение к деньгам лиц, склонных к шопоголизму //
Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы
12 междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск:
Изд-во БГУЭП, 2011. – С. 444-447.
Голубева Е.В.
Отношение к деньгам лиц, склонных к шопоголизму
Проблема аддикции к покупкам
стала интересовать отечественных психологов в последние два десятилетия в связи
с тенденцией развития в современном социуме отношений, характерных для
«общества потребления». Среди факторов,
способствующих развитию склонности к шопоголизму,
можно назвать: рекламу в СМИ, возможность оплатить покупку с помощью кредитной
карты, доступность кредита в магазинах и др.
Шопоголизм, или компульсивный
шопинг, характеризуется как «хроническое, повторяющееся совершение покупок,
которое становится первичным ответом на негативные события и чувства» [1].
Склонность к шопоголизму можно определить, если хотя
бы один из следующих вариантов поведения проявляется время от времени:
1) озабоченность покупками или внезапные непреодолимые
порывы что-либо купить;
2) совершение покупок не по средствам часто множества
ненужных вещей;
3) неадекватная трата времени на совершение покупок,
что приводит к сложностям в повседневной жизни и профессиональной сфере;
4) возникновение положительных эмоций вплоть до
эйфории в процессе совершения покупки на фоне обычно сниженного настроения.
Шопоголизм также имеет название «аддикции
к трате денег», т.е. связан с определенным к ним отношением. Причины «нездорового»
отношения к деньгам у «транжир» кроются в том, что они
считают траты условием получения любви и одобрения, и поэтому склонны тратить
деньги, когда чувствуют себя одиноко, тревожно или нуждаются в любви [2]. Т.о.,
мы предполагаем, что отношение к деньгам у лиц, склонных и не склонных к шопоголизму, будет различным.
Целью нашей работы явилось изучение отношения к
деньгам лиц, склонных к шопоголизму. В исследовании,
проведенном совместно со студенткой ТТИ ЮФУ Жищенко
И.Ю., приняли участие 30 человек (15 женщин и 15 мужчин). Опрошенные
являлись представителями различных социальных групп в возрасте 20-30 лет.
В качестве диагностического материала использовались: обсессивно-компульсивная шкала Ейела-Брауна,
модифицированная для выявления компульсивного шопинга
(Monahan, Black, Gabel) [1], опросник отношения к
деньгам М.Ю. Семенова [3].
Общая гипотеза
нашего исследования конкретизируется в следующих предположениях:
а) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее позитивное отношение субъекта к деньгам
и искусство управлять ими.
б) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее фиксация субъекта на деньгах.
в) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее тревожность субъекта из-за денег.
г) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее напряжение из-за денег.
д) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем сильнее терапевтическая функция денег.
Результаты распределения опрошенных по группам лиц,
склонных и не склонных к шопоголизму, представим на
рисунке 1.
Рис. 1 – Распределение испытуемых по группам лиц,
склонных и не склонных к шопоголизму
Лица, склонные к шопоголизму,
составляют 27% опрошенных респондентов. Их поведение характеризуется тем, что
хотя бы время от времени они испытывают непреодолимое желание что-либо купить
или совершают покупки не по средствам, возможно, тратя на это
неадекватно много времени и испытывая сильный эмоциональный подъем.
Сравнение групп лиц, склонных и не склонных к шопоголизму, по выраженности у них параметров отношения к
деньгам с помощью методов статистической обработки результатов (коэффициента
корреляции Спирмена) показало следующее (табл. 1).
Таблица 1
Результаты
статистической обработки данных
Параметры
отношения к деньгам |
Значение критерия |
Уровень значимости |
Позитивное
отношение к деньгам |
-0,318173 |
0,086619 |
Фиксация на деньгах |
-0,650512 |
0,000100 |
Тревожность из-за
денег |
-0,058810 |
0,757551 |
Напряжение из-за
денег |
-0,223881 |
0,234317 |
Терапевтическая
функция денег |
0,630837 |
0,000186 |
Таким образом, статистически значимой является связь
склонности к шопоголизму и фиксации на деньгах
(обратная), а также склонности к шопоголизму и
терапевтической функции денег (прямая).
Проиллюстрируем различия в группах с
помощью гистограммы (рис. 2).
Рис. 2 – Выраженность параметров отношения к деньгам у
лиц, склонных и не склонных к шопоголизму
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла
частичное подтверждение. Так, лица, склонные к шопоголизму,
отличаются слабой фиксацией на деньгах: они недооценивают их значимость, не стараются
экономить, не следят за конъюнктурой рынка, редко пользуются купонами и
скидками. Собственное финансовое положение для них менее важно, чем отношение к
нему окружающих. Могут использовать деньги и вещи для демонстрации своего
отношения к людям, часто делают подарки. Не обращают особого внимания на то,
куда тратит деньги.
Кроме того, люди со склонностью к шопоголизму
характеризуются тем, что деньги для них имеют терапевтическую функцию: они использует
деньги как лекарство от депрессии и хандры.
Следовательно, компульсивные
покупки и отношение к деньгам являются целостным образованием, подчиненным,
по-видимому, более общим тенденциям личности.
Литература
1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб., 2007.
2. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. – №1, 2000. – С.50-62.
3. Семенов
М.Ю. Опросник для изучения отношения школьников к
деньгам // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности:
Труды III международной научной интернет-конференции.
– Омск: изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. – С.85-109.