ТЕКСТ КАК ТЕСТ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Е.В. Голубева
(Россия, Таганрог)
Материалы I Международной научно-практической конференции «Текст в системе высшего профессионального образования». Таганрог: ТГПИ, 2003. – с. 142-144.
Социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране в 90-х годах XX века, вызвали у значительной части населения интерес к вопросам экономики. Как отмечает А.В. Даринский, «появились проблемы, которые прежде большинство людей не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства… и др.» [1, с. 14], что привело к перестройке экономических понятий у большинства россиян, более активному овладению ими социально-экономическими нормами, специфическими экономическими ценностями.
С проблемами экономической социализации сегодня сталкиваются не только взрослые, но и дети. Подрастающее поколение, составляя собственную картину мира, важным аспектом которой являются экономические отношения, воспринимают кризисность и переходность актуальной экономической ситуации как норму, точку отсчета. В связи с этим важно диагностировать формирующиеся экономические представления у детей и способствовать созданию ими правильной и более широкой картины экономических отношений.
Об актуальности этих вопросов свидетельствует активное их обсуждение в средствах массовой информации. Тем не менее, научной психологической литературы, посвященной экономической социализации российских детей, явно недостаточно. К известным отечественным исследователям-психологам в этой области относятся А.Б. Фенько, Е.В. Козлова. Вопросами предприимчивости как качества нового поколения занимаются социологи Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова, И.И. Харченко. Намного шире экономические представления детей изучаются западными психологами. О проблеме приобщения ребенка к экономическим знаниям говорил еще Э. Эриксон, а исследованиями восприятия детьми экономических отношений занимались А. Страусс, К. Данзигер, Р. Саттон, Г. Маршал, Л. Магрудер и др.
В соответствии с теорией Э. Эриксона, интерес ребенка к экономическим отношениям активизируется на стадии школьного возраста (6-12 лет). Видимо, диагностику сформированности экономических представлений у детей необходимо начинать именно на этом этапе. Однако не существует распространенных методик, отвечающих этой цели.
На наш взгляд, эффективным способом диагностики сформированности экономических представлений является тест. «Тест, - по определению М.Г. Ярошевского, - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений…» [3, с. 22]. В качестве теста сформированности экономических представлений у ребенка может выступать анализ текстов произведений детской литературы.
Например, проблемам экономических отношений посвящена глава «Бедность так беспомощна – как это понять?» книги Астрид Линдгрен «Мадикен и Пимс из Юнибаккена». Затронутые в художественном тексте проблемы позволяют выявить сформированность у детей представления о деньгах (о займе, о выигрыше в лотерею), о богатстве и бедности и др. После чтения текста нам представляется возможным задать ребенку следующие вопросы:
1. Что такое «деньги»? Какие деньги ты знаешь? Что такое «кроны»?
2. Что такое «бедность» и почему в тексте произведения она называется «беспомощной»?
3. Какой способ нашла Альва, чтобы разбогатеть? Как вы к нему относитесь?
4. Почему Мадикен положила подаренные ей деньги в копилку?
5. Почему дядюшка Нильссон каждый год выплачивает фабриканту Линду двести крон?
6. Почему комод считают самой дорогой вещью в доме дядюшки Нильссона?
Приведенный вариант теста не претендует на полноту и требует определенной доработки.
Как нам представляется, эти ответы детей на эти вопросы могут отражать сформированность у них экономических представлений. В ходе обсуждения вопросов желательно стимулировать приведение ребенком примеров из собственной жизни, практики экономических отношений, выражение оценки обсуждаемого, что позволит выявить не только когнитивный, но и поведенческий и эмоциональный компонент его экономических отношений.
Литература
1. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика. 2000 г. № 3. - С. 14-17.
2. Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена. Мы все из Бюллербю: Повести / Пер. со швед. И. Новицкой, Л. Горлиной. – М.: Дет. лит., 1990. – 367 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – Издат. центр «Академия», 2002. – 512 с.