Голубева Е.В. Уровень морального сознания современных младших школьников // Новые ценности современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. В 2-х томах. Том II. – Казань: Изд-во «Таглимат» института экономики, управления и права, 2006. – С. 255-257.
Уровень морального сознания современных младших школьников
Психологические особенности младшего школьного возраста (внушаемость, склонность к подражанию) обусловливают его сензитивность к усвоению неустойчивой системы ценностей современного социума. В связи с этим изучение морального сознания младшего школьника на данном этапе развития нашего общества представляется актуальным.
Американский психолог Л. Колберг, автор стадиальной теории нравственного развития, выделил 3 основных уровня развития моральных суждений: доконвенциональный (гедонистический), конвенциональный (ролевого конформизма) и постконвенциональный (автономной морали), в каждом из которых выделяются несколько стадий. Для исследования морального сознания Л. Колберг создал 9 дилемм, в которых сталкиваются ценности разного уровня. Одна из самых известных дилемм имеет следующее содержание: перед персонажем возникла ситуация выбора – украсть у аптекаря слишком дорогое лекарство, без которого его жена умерла бы, или не совершать противоправный поступок и обречь жену на смерть.
Изучение уровня развития морального сознания 108 младших школьников по Л. Колбергу показало, что 50,0% опрошенных детей находятся на доконвенциональном уровне развития морального сознания, из них 38,9% - на первой стадии, 11,1% - на второй стадии. На вопрос «Должен ли муж умирающей женщины украсть лекарство?» дети, находящиеся на первой стадии, отвечают: «Нет, ему придется потом платить за взлом аптеки». Тем самым испытуемые обнаруживают, что ценность человеческой жизни для них ниже, чем ценность денег, которыми человек владеет. Младшие школьники, находящиеся на второй стадии, готовы совершать те поступки, за которые их хвалят. Так, они соглашаются, что человек должен украсть лекарство, даже если умирает не близкий, а чужой человек, но в качестве мотива такого поступка они указывают не уважение к ценности человеческой жизни, а желание одобрения, благодарности окружающих («люди отблагодарят, спасибо скажут»).
36,1% опрошенных детей находятся на конвенциональном уровне морального сознания по Л. Колбергу, из них 13,9% – на третьей стадии, 22,2% - на четвертой стадии. Дети, находящиеся на третьей стадии, утвердительно отвечая на вопрос дилеммы об умирающей женщине, изменяют свое мнение, если речь идет о чужом умирающем человеке. Они считают, что «так поступают только ради близких людей», а «пойти на воровство ради какого-то человека» они не готовы. У умирающего, считают младшие школьники, находящиеся на третьей стадии, «есть свои близкие люди», которые о нем позаботятся, а других это «не касается». Дети, находящиеся на четвертой стадии, начинают оценивать поступки других людей с позиций моральных, правовых, религиозных норм, которые господствуют в его обществе. Они считают, что красть незаконно (приоритет норм права), либо что «это грех», «будешь проклятым» (приоритет религиозных норм).
13,9% опрошенных детей находятся на постконвенциональном уровне развития морального сознания (5 стадия). Моральные дилеммы решаются ими с позиции того, что жизнь человека является наивысшей ценностью. На вопрос «Должен ли человек украсть лекарство для чужого?» они отвечают утвердительно, мотивируя это тем, что «жизнь человека дороже всего». Можно предположить, что дети, находящиеся на этой стадии, приблизились к моральной зрелости.
Таким образом, половина опрошенных детей находятся на уровне доконвенциональной морали, отличающемся эгоцентричностью моральных суждений. Полученные результаты могут быть связаны с особенностями развития морального сознания в современном обществе, выявленными А. Хвостовым, - повышением значимости эгоизма прагматичного типа.
Такие тенденции в развитии морального сознания школьников требуют усиления нравственных основ воспитания, формирования духовных ценностей. Особую роль в этом случае играют родители и учитель, обладающие для младшего школьника огромным авторитетом.