Голубева Е.В. Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности // Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Естественные и гуманитарные науки. Материалы LII научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – С. 54-55.

 

УДК 37.015.3

Е.В. Голубева

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЯМИ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

Современное общество характеризуется динамикой своих ценностных ориентиров, которая обуславливает динамику ценностных ориентиров личности. Изменение системы мотивов характерно, прежде всего, для таких личностей, у которых она еще не сложилась, т.е. для детей и подростков. В связи с этим представляется актуальным изучение мотивационной сферы младших школьников в современных социально-экономических условиях.

Особенности формирования мотивационной сферы ребенка связаны с направленностью личности его родителей, ведущими мотивами их жизни и деятельности. Доминирующая система мотивов обусловливает гуманистическую или прагматическую направленность личности. Гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов духовной удовлетворенности, положительным отношением как к себе, так и к обществу. Прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа.

Целью нашей работы явилось изучение сферы мотивационных предпочтений детей 8-9 лет, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности. Гипотеза исследования состояла в предположении, что преобладающие сферы предпочтений и направленность мотивов будут отличаться у детей, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности.

В исследовании приняли участие 108 младших школьников и их родители.

Для выявления особенностей мотивационной сферы детей использовалась Методика мотивационных предпочтений (Л.И. Божович, Й. Шванцара). Для изучения направленности личности родителей использовался Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (МТЖЦ).

Исследование мотивационной сферы детей показало, что у современных младших школьников наблюдается доминирование мотивов обладания материальными благами «для себя».

Выявление направленности личности родителей с помощью МТЖЦ позволило установить, что направленность личности большинства опрошенных является противоречивой, т.е. в их мотивационной структуре одинаково ярко выражены две тенденции – гуманистическая и прагматическая.

Опрошенные дети были сгруппированы в 4 подвыборки согласно направленности личности их родителей: гуманистической, прагматической, неопределенной и противоречивой. Сопоставление групп детей по преобладающей сфере предпочтений и направленности мотивов позволило выявить следующие особенности их мотивационной сферы.

Во всех 4 группах наиболее широко представлена сфера «Обладание материальными благами». В группе детей, воспитывающихся родителями с прагматической направленностью личности, эта сфера заметно доминирует над остальными.

Во всех 4 группах наиболее широко представлены желания «для себя». В группе детей, воспитывающихся родителями с гуманистической направленностью личности, желания, ориентированные на благо других людей, и широкие общечеловеческие желания представлены шире, чем в других группах.

Характеристика мотивационная сферы детей, воспитывающихся родителями с неопределенной и противоречивой направленностью личности, совпадает с характеристикой мотивационной сферы по выборке в целом, т.е. у них наблюдается доминирование мотивов обладания материальными благами «для себя». Полученный результат может быть связан с неопределенностью или противоречивостью целей воспитания детей этих групп, что приводит снижению роли воспитательных воздействий родителей в развитии ребенка.

Сайт создан в системе uCoz