Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Составители: Костромина С.Н., Реан А.А. / Под ред. А.А. Реан. – СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224 с. – С.18-20
Адаптация для работы в ДОУ – Е.А. Ничипорюк
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:
- речь (А),
- общение (Б),
- культурно-гигиенические навыки (В),
- рисование (Г),
- действия с предметами (Д),
- моторика (Е).
С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа…При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР=ВПР/КВ*100%
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР — коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
110-120 — высокое развитие;
107-90—нормальное развитие;
87-80 — недостаточный уровень развития;
77-70 – критический уровень развития;
67 и ниже – возможно умственная отсталость.
Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.
Возраст (месяцы) |
Факторы психического развития |
15 (1) |
1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
18 (2) |
1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
21 (3) |
1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
24 (4) |
1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
30 (5) |
1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
36 (6) |
1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)
Группа………………………………..ДОУ №………
Дата:…………..20….г.
Ребенок шифр или дата рождения |
Речь |
Общение |
Рисование |
КГН |
Действия с предметами |
Моторика |
КР |
Соответствие возрастной норме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А |
Произносит 20 и более слов |
Стремится связать 2 слова в предложение |
Называет 5 изображений на рисунке |
Задает первые вопросы |
Задает различные вопросы |
Может связно рассказывать |
Б |
Выполняет 2 поручения |
Хочет сделать все самостоятельно |
Ищет помощи у взрослых |
Общается с детьми |
Может связно рассказывать |
В игре входит в роль |
В |
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге |
Черкает карандашом целенаправленно и старательно |
Черкает карандашом в рамках листа |
Черкает вертикальные и горизонтальные линии |
Умеет чертить кривую, замкнутую линию |
Рисует шар, яблоко и другие предметы |
Г |
Держит ложку во время еды |
Пробует самостоятельно есть |
Самостоятельно ест |
Регулирует отправление физиологических потребностей |
Регулярно сообщает о физиологической потребности |
Сам раздевается и одевается |
Д |
Ставит 5 кубиков один на другой |
После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой |
Бросает мяч в ящик |
Пробует ловить брошенный мяч |
Расстегивает 3 пуговицы |
Ставит 10 кубиков один на другой |
Е |
Ходит сам, но часто падает |
Ходит стабильно, редко падает |
Пробует бегать |
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
Бегает значительно лучше |
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
экспертной оценки развития ребенка
……………………………………………………………
(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)
Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |