Программа работы группы
танцевальной терапии
Составитель: Голубева Е. В.
Корни танцевальной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации, самовыражения превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. Особое значение в нем приобрели формализованные, культурные, конвенциональные формы танцевальной экспрессии. Кризис формального танцевального искусства наступает в первой половине XX века. Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Это послужило одной из предпосылок возникновения танцевальной терапии.
Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевальная терапия.
На ее развитие оказали влияние работы Вильгельма Райха, Карла Юнга. Райх попытался декодировать язык тела и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Работы его последователя Александра Лоуэна над способами высвобождения напряжения через физические движения также помогли достижению танцевальной терапией лечебного эффекта.
Юнг был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения.
Выделяются следующие факторы, способствовавшие развитию танцевальной терапии:
· После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс, которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.
· 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевальная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.
· 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.
· Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела.
Основные принципы и цели танцевальной терапии
Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танце-терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, танце-терапевт, выделила три компонента терапевтического процесса:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Принципы работы группы танцевальной терапии
В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп:
1) добровольности участия;
2) «здесь и теперь»;
3) конфиденциальности;
4) открытого выражения чувств;
5) ответственности;
6) активности.
Цель работы группы: способствование физической и эмоциональной инте грации личности участников группы.
Задачи:
1) углубление осознания участниками группы собственного тела;
2) развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
3) установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Этапы работы:
Первый этап – разминка, помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Упражнение № 1 «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Время: 3 мин.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Схемы обсуждения:
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Второй этап – решение задач работы группы
Упражнение № 2 «Ведущий и ведомые»
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Схема обсуждения:
- что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
- что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
- когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
Упражнение № 3 «Животные»
Цель: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установ ление участниками группы связи чувств с движениями.
Время: 2 мин.
Материалы: Медитативная музыка
Описание проведения: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.
Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его фор му, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.
Схемы обсуждения:
- какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участ ник?
- почему было выбрано это животное?
- какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
- как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
- какие ощущения испытывали, чувства переживали?
- анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:
Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным)
Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела "выпадают" из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?
Время – может быть быстрым и плавным
Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме - быстром или медленном - вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?
Сила – может быть мощной и легкой
Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей?
Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт
Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете "свое" пространство? Как вы входите в пространство других людей?
Упражнение № 4 «Отображение»
Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии. Развитие самопринятия и взаимопринятия.
Материалы: медленная, спокойная музыка
Время: 4 минуты
Описание проведения: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.
Схемы обсуждения:
- на какие движения партнера вы обратили внимание?
- что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?
Упражнение № 5 «Взаимоотношение»
Цель: Осознание участниками собственных способов выражения различных межличностных отношений; развитие способов выражения различных межличностных отношений.
Время: 2 мин.
Материалы: медленная, спокойная, «нейтральная» музыка
Описание проведения: упражнение состоит из двух частей и выполняется в парах.
1) одному из партнеров дается задание – выражать в диадном танце определенный вид отношений к другому человеку из негативного спектра взаимоотношений (например, антипатия, вражда, неуважение, непринятие и т. д.). Задача другого участника – спонтанно реагировать на партнера и фиксировать возникающие чувства. Через 30 сек. партнеры меняются ролями.
2) порядок проведения упражнения – тот же, что и в первой части, только заданное отношение теперь берется из позитивного спектра взаимоотношений (симпатия, дружба, уважение, любовь, принятие и т.д.).
Схемы обсуждения:
- Каким было заданное отношение партнера?
- Какие танцевально-экспрессивные особенности движений партнера позволили вам сделать такой вывод?
- Ваши чувства в роли «инициатора» позитивных (негативных) взаимоотношений?
- Ваша реакция на партнера – «инициатора» взаимоотношений в ходе выполнения упражнений?
Третий этап – снятие психологической напряженности и подведение итогов занятия
Упражнение № 6 «Танец-хоровод»
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца). Повышение групповой сплоченности.
Время: 3 мин.
Материалы: медленная, спокойная музыка
Описание проведения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
Схемы обсуждения: