Программа работы группы

танцевальной терапии

Составитель: Голубева Е. В.

         Корни танцевальной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.

         Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации,  самовыражения превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. Особое значение в нем приобрели формализованные, культурные, конвенциональные формы танцевальной экспрессии. Кризис формального танцевального искусства наступает в первой половине XX века. Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Это послужило одной из предпосылок возникновения танцевальной терапии.

         Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевальная терапия.

         На ее развитие оказали влияние работы Вильгельма Райха, Карла Юнга. Райх попытался декодировать язык тела и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Работы его последователя Александра Лоуэна над способами высвобождения напряжения через физические движения также помогли достижению танцевальной терапией лечебного эффекта.

         Юнг был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения. 

         Выделяются следующие факторы, способствовавшие развитию танцевальной терапии:

· После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс, которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

· 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевальная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

· 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

· Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела.

Основные принципы и цели танцевальной терапии

         Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танце-терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, танце-терапевт, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии

В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп:

1) добровольности участия;

2) «здесь и теперь»;

3) конфиденциальности;

4) открытого выражения чувств;

5) ответственности;

6) активности.

Цель работы группы:  способствование физической и эмоциональной инте грации личности участников          группы.

Задачи

1) углубление осознания участниками группы собственного тела;

2) развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;

3) установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Этапы работы:

Первый этап – разминка, помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Упражнение № 1 «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 3 мин.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет    по очереди части тела, танец которых будет исполнен

         - танец кистей рук

         - танец рук

         - танец головы

         - танец плеч

         - танец живота

         - танец ног

         Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Схемы обсуждения:

- какой танец было легко исполнить, какой трудно?

- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Второй этап – решение задач работы группы

Упражнение № 2 «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце-    вальную экспрессию.

Время: 5 мин.

Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Схема обсуждения:

          - что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

          - что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

          - когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Упражнение № 3 «Животные»

Цель: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним          движением; стимулирование идентификации со своим телом; установ         ление участниками группы связи чувств с движениями.

Время: 2 мин.

Материалы: Медитативная музыка

Описание проведения: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В          течение 2 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его фор    му, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

Схемы обсуждения:

         - какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участ   ник?

         - почему было выбрано это животное?

         - какое движение было наиболее характерным, что оно означает?

         - как чувствовали себя участники, представляя себя животным?

         - какие ощущения испытывали, чувства переживали?

         - анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:

Пространство –  может быть прямым и непрямым (многофокусным)

Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела "выпадают" из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?

Время – может быть быстрым и плавным

Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме - быстром или медленном - вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?

Сила – может быть мощной и легкой

Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей?

Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт

 Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете "свое" пространство? Как вы входите в пространство других людей?

Упражнение № 4 «Отображение»

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и  межличностной эмпатии. Развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка

Время: 4 минуты

Описание проведения: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В       течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.  В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Схемы обсуждения:

          - на какие движения партнера вы обратили внимание?

          - что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

Упражнение № 5 «Взаимоотношение»

Цель: Осознание участниками собственных способов выражения различных межличностных отношений; развитие способов выражения различных межличностных отношений.

Время: 2 мин.

Материалы: медленная, спокойная, «нейтральная» музыка

Описание проведения: упражнение состоит из двух частей и выполняется в парах.

1) одному из партнеров дается задание – выражать в диадном танце определенный вид отношений к другому человеку из негативного спектра взаимоотношений (например, антипатия, вражда, неуважение, непринятие и т. д.). Задача другого участника – спонтанно реагировать на партнера и фиксировать возникающие чувства. Через 30 сек. партнеры меняются ролями.

2) порядок проведения упражнения – тот же, что и в первой части, только заданное отношение теперь берется из позитивного спектра взаимоотношений (симпатия, дружба, уважение, любовь, принятие и т.д.).

Схемы обсуждения:

          - Каким было заданное отношение партнера?

          - Какие танцевально-экспрессивные особенности движений партнера позволили вам сделать такой вывод?

          - Ваши чувства в роли «инициатора» позитивных (негативных) взаимоотношений?

          - Ваша реакция на партнера – «инициатора» взаимоотношений в ходе выполнения упражнений?

Третий этап – снятие психологической напряженности и подведение итогов занятия

 Упражнение  № 6 «Танец-хоровод»

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца). Повышение групповой сплоченности.

Время: 3 мин.

Материалы: медленная, спокойная музыка

Описание проведения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Схемы обсуждения: