Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей./ Под ред. А.А. Реан. – СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224 с. – С.214-218.
Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это:
1) ощущения (цветовые);
2) восприятие (зрительное);
3) запоминание;
4) мышление;
5) воображение;
6) внимание;
7) игра;
8) общение;
9) речь;
10) эмоции;
11) самостоятельность;
12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.
Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников
Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.
Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 на 12), для старшей — 60 баллов (5 на 12).
Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (00). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле: ОО=АО/НО*100%
1. Ощущения |
2. Восприятие |
3. Запоминание |
1.С ошибками называет и различает основные цвета спектра |
1.При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием |
1.Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме |
2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра |
2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними |
2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме |
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их |
3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное |
3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы |
4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки |
4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы |
4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании |
5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности |
5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому |
5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. Мышление |
5. Воображение |
6. Внимание |
1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи |
1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции |
1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес |
2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия |
2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство |
2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности |
3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата |
3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них |
3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана |
4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть |
4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи |
5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях |
5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
7. Игра |
8. Общение |
9. Речь |
1. Выполняет с игрушками ролевые действия |
1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи |
1. Обозначает словами окружающие предметы и явления |
2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей |
2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания |
2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации |
3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями |
3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям |
3. Речь выходит да пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты |
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними |
4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым |
4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий |
5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения |
5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми |
5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию |
10. Эмоции |
11. Самостоятельность |
12. Саморегуляция |
1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся |
1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого |
1.Действует под влиянием ситуативных эмоций |
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов |
2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях |
2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания |
3. Обнаруживает сопереживание реальным людям |
3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности |
3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие |
4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым |
4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях |
4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия |
5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся |
5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях |
5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (00) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке 00. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (00), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл.).
Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)
Группы |
СТЕНЫ |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Младшая |
18-31 |
32-34 |
35-40 |
41-54 |
55-69 |
70-77 |
78-94 |
95-99 |
100 |
Средняя |
43-51 |
52-56 |
57-61 |
62-68 |
69-77 |
78-87 |
88-95 |
96-99 |
100 |
Старшая |
45-61 |
62-65 |
66-71 |
72-75 |
76-82 |
83-89 |
90-94 |
95-98 |
99-100 |
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:
9-7 баллов — высокий уровень развития;
6-4 балла — средний уровень психического развития;
3 и меньше — низкий уровень психического развития.
В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.
Сводная таблица результатов экспресс - диагностики особенностей психического развития детей ……………………..группы ДОУ №……………...
Дата:…………..20….г.
Составители:
…………………………………………..
…………………………………………..
(должность, подпись, Ф.И.О.)
Ребенок шифр или дата рождения |
ощущения |
восприятие |
запоминание |
мышление |
воображение |
внимание |
игра |
общение |
речь |
эмоции |
самостоятельность |
саморегуляция |
ОО (в %) |
Соответствие возрастной норме |