«Утверждаю»

представители МО

___________________________

___________________________

___________________________

«__» _________________200_ г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Педагог-психолог

МДОУ д/с № NN

ФИО

Цель программы: коррекция познавательных психических процессов

- восприятия;

- памяти;

- мышления;

- внимания;

- мышления;

- речи.

         Кроме того, программа направлена на совершенствование мелкой моторики, развитие личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности), навыков общения.

         Работа по предложенной программе поможет подготовить детей к психологической адаптации к обучению в школе.

Тип программы: коррекционная

Количество часов: 0,5 ч. в нед.

         Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Примерные этапы построения занятия

1 – упражнение на снятие напряженности, создания настроя на работу

2 – упражнение на развитие мелкой моторики

3 – упражнение на развитие познавательных процессов

4 – упражнение на закрепление навыков и умений, развитие воображения

         Программа предполагает диагностику развития психических процессов у детей в течение года.

№ занятия

цель

игры и упражнения

примечания

ОКТЯБРЬ

1

знакомство с детьми, развитие внимания, воображения, коммуникативных навыков

Знакомство

Перекличка-путанка

Колечко

Подарки

Карлики и великаны

7; с.191

7; с. 198

4; с. 32

7; с.234

7; с.233

2

развитие логического мышления, памяти и воображения

Приветствие

Кулак-ребро-ладонь

Подбери парную картинку

Нарисуй подходящий предмет

7; с.191

4; с.33

1; с. 5

РМ [1]

3

расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, развитие мышц кисти руки

АУ!

Лезгинка

Фрукты

Дом и сад

7; с. 146

4; с. 33

1; с. 8

РМ

4

развитие внимания, речи, мышления, эмоционально-выразительных движений

Изобрази явление

Ухо-нос

Чем похожи и чем отличаются

Вспомни движения, соответствующие явлениям

7; с. 10

4; с. 34

1; с. 11

1; с. 11

НОЯБРЬ

1

развитие мышления и воображения, коммуникативных навыков, подготовка руки ребенка к письму

Пальцы

Зеркальное рисование

Подбери пару к слову

Выбери дорожку

7; с. 146

4; с. 34

1; 13

РМ

2

развитие мышления, выразительных движений, мышц кисти руки

Зеркало

Змейка

Что это? Кто это?

Позы

6; с. 69

4; с. 34

1; с. 15

1; с. 15

3

развитие внимания, мышления, подготовка руки ребенка к письму

Менялки

Горизонтальная восьмерка

Звери

Теремки

6; с. 170

4; с. 35

1; с. 15

РМ

4

развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков, мышления, внимания

Живая картина

Перекрестные движения

Найди ворон

6; с. 170

4; с. 36

РМ

ДЕКАБРЬ

1

развитие произвольности, внимания, мышления, зрительной памяти

Здравствуй

Колечко

Разложи картинки по группам

Менялки

Работа с геом. конструктором

Поезд

4; с. 6

4; с.32

1; с. 19

6; с. 170

8; с.50

7; с. 22

2

развитие воображения, умения перевоплощаться, мелкой моторики, внимания

Волшебные превращения

Симметричные рисунки

Лабиринт

Пятнашки

7; с. 179

4; с. 36

7; с. 288

6; с. 34

3

развитие внимания, мышления, подготовка руки ребенка к письму, развитие коммуникативных навыков

Наоборот

Звонок

Закрой лишнюю картинку

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

6; с. 26

4; с. 37

1; с. 22

7; с. 157

4

развитие мышления, мелкой моторики, внимания и воображения

АУ!

Домик

Что это?

Лабиринт

7; с. 146

4; с. 37

1; с. 23

7; с. 288

ЯНВАРЬ

В течение первых двух недель января проводится психологическая диагностика детей, посещающих «Кружок интеллектуального развития»

1

развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков, внимания

Газета

Снеговик

Сиамские близнецы

Зевака

7; с. 194

4; с. 38

7; с. 179

6; с. 11

2

развитие мышления, внимания, речи, памяти

Пальцы

Дерево

Подбери парную картинку

Выложи круги

7; с. 146

4; с. 39

1; с. 25

1; с. 25

ФЕВРАЛЬ

1

развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти, наглядно-образного мышления

Назови предметы

Домик

Работа с геометрическим конструктором

Позы

1; с. 29

3; с. 126

8; с. 50

1; с. 30

2

развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики

Что это?

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Будь внимателен

1; с.  32

3; с. 127

8; с. 50

1; с. 34

3

развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики, внимания, приемов учебной деятельности

Назови предметы

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Слушай хлопки

1; с. 35

3; с. 127

8; с. 53

1; с. 38

4

развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики, приемов учебной деятельности

Что к чему подходит

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Построй домик

1; с. 36

3; с. 127

8; с. 53

РМ

МАРТ

1

развитие внимания, воспитание выдержки и волевого усилия, развитие наглядно-образного мышления, умения действовать по правилу

Слушай и выполняй

Узор

Работа с геометрическим конструктором

Соедини точки по порядку

1; с. 40

3; с. 131

8; с. 55

РМ

2

развитие памяти, пространственной ориентации, внимания, умения действовать по правилу

Кто назовет больше предметов?

Узор

Работа с геометрическим конструктором

Запомни свое место

1; с. 41

3; с. 131

8; с. 55

1; с. 42

3

развитие речи, мышления, воображения, умения действовать по правилу

Придумай загадку

Узор

Работа с геометрическим конструктором

Дорисуй круги

1; с. 43

3; с. 131

8; с.  57

РМ

4

развитие мышления, речи, воображения, умения действовать по правилу

Картинки-загадки

Узор

Работа с геометрическим конструктором

Дорисуй овалы

1; с. 146

3; с. 131

8; с. 59

РМ

АПРЕЛЬ

1

расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности

Инструменты

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Дорисуй предмет

1; с. 46

3; с. 127

8; с. 62

РМ

2

развитие восприятия и памяти, мышления, внимания, формирование приемов учебной деятельности

Кто или что может быть высоким, холодным, коротким?

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Найди и зачеркни

1; с. 48

3; с. 127

8; с. 62

РМ

3

развитие мышления, внимания, формирование приемов учебной деятельности

Что сначала, что потом?

Графический диктант

Работа с геометрическим конструктором

Запретное число

РМ

3; с. 127

8; с. 64

1; с. 48

4

снятие страха перед школой, облегчение будущей адаптации к школе

Школа

1; с.58

Литература

1. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2004.

2. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. – Ростов н/Д, 2004.

3. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов и родителей. Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.

5. Тесты для детей. Сост. Ильина М.Н. и др., - СПб, 1997.

6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. –М., 2004.

7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г., Практикум для детского психолога. – Ростов н/д, 2004.

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! – М., 1999.

Состав группы и результаты психологической диагностики

         Группа была сформирована по результатам скрининговой диагностики (тестировались все дети подготовительной группы) и углубленной диагностики (тестировались дети, имеющие по результатам скрининговой диагностики низкий уровень школьной зрелости).

         Программа скрининговой диагностики включала методики:

Название методики

Цель

Источник

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

определение уровня готовности к школе

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. – С.67-70

Методика «Улицы» (модификация методики Дембо - Рубинштейн)

изучение особенностей самооценки детей 6 – 7 лет

НичипорюкЕ.А. Материал для творческой группы «Психолог»

         Программа углубленной диагностики включала методики:

Название

Источник

Цель

1. Интеллектуальная готовность

Что не дорисовано?

Тесты для детей. – СПб, 1997.

Оценка целостности восприятия

Проставь значки

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. – Р-н-Д, 2004.

Оценка переключения и распределения внимания

Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия)

Немов Р.С. Психодиагностика. – М., 1998.

Оценка продуктивности заучивания

Исключение 4-го

Тесты для детей. – СПб, 1997.

Оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза

2. Личностная готовность

Методика определения мотивов учения

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе, 1998.

Определение мотивов учения

Результаты скрининговой и углубленной диагностики детей коррекционной группы представим в таблице

(начало уч. года):

Фамилия, имя

возраст

ур. школьной зрелости

самооценка

целостн. воспр.

перекл. и распр. вним.

объем памяти

обр.-лог. мышление

мотивац. готовн.

высота

дифференцир.

1. Алена Л.

6;0

ниже средн.

завышен.

недиффер.

с

с

с

н

н

2. Наташа М.

6;2

ниже ср.

завышен.

недиффер.

с

н

с

с

н

3. Саша М.

5;6

ниже ср.

завышен.

недиффер.

с

н

с

н

н

4. Алина П.

5;10

ниже ср.

завышен.

недиффер.

с

н

с

н

н

5. Рома Ф.

6;0

шиже ср.

завышен.

недиффер.

с

н

с

с

н

         Таким образом, дети, в основном, испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с переключением и распределением внимания, образно-логическим мышлением и мотивационной готовностью поступления в школу.

         В связи с этим, в программе делается акцент на развитие волевого внимания, произвольности, различных видов мышления, связанной с ним моторики рук, а также познавательного мотива поступления в школу.

Педагог-психолог МДОУ д/с №   NN                                                                          ФИО



[1] РМ – раздаточный материал комплекта «Коррекционно-развивающие занятия»

Сайт создан в системе uCoz