«Утверждаю»
представители МО
___________________________
___________________________
___________________________
«__» _________________200_ г.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Педагог-психолог
МДОУ д/с № NN
ФИО
Цель программы: коррекция познавательных психических процессов
- восприятия;
- памяти;
- мышления;
- внимания;
- мышления;
- речи.
Кроме того, программа направлена на совершенствование мелкой моторики, развитие личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности), навыков общения.
Работа по предложенной программе поможет подготовить детей к психологической адаптации к обучению в школе.
Тип программы: коррекционная
Количество часов: 0,5 ч. в нед.
Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.
Примерные этапы построения занятия
1 – упражнение на снятие напряженности, создания настроя на работу
2 – упражнение на развитие мелкой моторики
3 – упражнение на развитие познавательных процессов
4 – упражнение на закрепление навыков и умений, развитие воображения
Программа предполагает диагностику развития психических процессов у детей в течение года.
№ занятия |
цель |
игры и упражнения |
примечания |
ОКТЯБРЬ |
|||
1 |
знакомство с детьми, развитие внимания, воображения, коммуникативных навыков |
Знакомство Перекличка-путанка Колечко Подарки Карлики и великаны |
7; с.191 7; с. 198 4; с. 32 7; с.234 7; с.233 |
2 |
развитие логического мышления, памяти и воображения |
Приветствие Кулак-ребро-ладонь Подбери парную картинку Нарисуй подходящий предмет |
7; с.191 4; с.33 1; с. 5 РМ [1] |
3 |
расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, развитие мышц кисти руки |
АУ! Лезгинка Фрукты Дом и сад |
7; с. 146 4; с. 33 1; с. 8 РМ |
4 |
развитие внимания, речи, мышления, эмоционально-выразительных движений |
Изобрази явление Ухо-нос Чем похожи и чем отличаются Вспомни движения, соответствующие явлениям |
7; с. 10 4; с. 34 1; с. 11 1; с. 11 |
НОЯБРЬ |
|||
1 |
развитие мышления и воображения, коммуникативных навыков, подготовка руки ребенка к письму |
Пальцы Зеркальное рисование Подбери пару к слову Выбери дорожку |
7; с. 146 4; с. 34 1; 13 РМ |
2 |
развитие мышления, выразительных движений, мышц кисти руки |
Зеркало Змейка Что это? Кто это? Позы |
6; с. 69 4; с. 34 1; с. 15 1; с. 15 |
3 |
развитие внимания, мышления, подготовка руки ребенка к письму |
Менялки Горизонтальная восьмерка Звери Теремки |
6; с. 170 4; с. 35 1; с. 15 РМ |
4 |
развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков, мышления, внимания |
Живая картина Перекрестные движения Найди ворон |
6; с. 170 4; с. 36 РМ |
ДЕКАБРЬ |
|||
1 |
развитие произвольности, внимания, мышления, зрительной памяти |
Здравствуй Колечко Разложи картинки по группам Менялки Работа с геом. конструктором Поезд |
4; с. 6 4; с.32 1; с. 19 6; с. 170 8; с.50 7; с. 22 |
2 |
развитие воображения, умения перевоплощаться, мелкой моторики, внимания |
Волшебные превращения Симметричные рисунки Лабиринт Пятнашки |
7; с. 179 4; с. 36 7; с. 288 6; с. 34 |
3 |
развитие внимания, мышления, подготовка руки ребенка к письму, развитие коммуникативных навыков |
Наоборот Звонок Закрой лишнюю картинку Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай |
6; с. 26 4; с. 37 1; с. 22 7; с. 157 |
4 |
развитие мышления, мелкой моторики, внимания и воображения |
АУ! Домик Что это? Лабиринт |
7; с. 146 4; с. 37 1; с. 23 7; с. 288 |
ЯНВАРЬ |
|||
В течение первых двух недель января проводится психологическая диагностика детей, посещающих «Кружок интеллектуального развития» |
|||
1 |
развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков, внимания |
Газета Снеговик Сиамские близнецы Зевака |
7; с. 194 4; с. 38 7; с. 179 6; с. 11 |
2 |
развитие мышления, внимания, речи, памяти |
Пальцы Дерево Подбери парную картинку Выложи круги |
7; с. 146 4; с. 39 1; с. 25 1; с. 25 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
1 |
развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти, наглядно-образного мышления |
Назови предметы Домик Работа с геометрическим конструктором Позы |
1; с. 29 3; с. 126 8; с. 50 1; с. 30 |
2 |
развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики |
Что это? Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Будь внимателен |
1; с. 32 3; с. 127 8; с. 50 1; с. 34 |
3 |
развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики, внимания, приемов учебной деятельности |
Назови предметы Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Слушай хлопки |
1; с. 35 3; с. 127 8; с. 53 1; с. 38 |
4 |
развитие мышления, речи, внимания, тонкой моторики, приемов учебной деятельности |
Что к чему подходит Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Построй домик |
1; с. 36 3; с. 127 8; с. 53 РМ |
МАРТ |
|||
1 |
развитие внимания, воспитание выдержки и волевого усилия, развитие наглядно-образного мышления, умения действовать по правилу |
Слушай и выполняй Узор Работа с геометрическим конструктором Соедини точки по порядку |
1; с. 40 3; с. 131 8; с. 55 РМ |
2 |
развитие памяти, пространственной ориентации, внимания, умения действовать по правилу |
Кто назовет больше предметов? Узор Работа с геометрическим конструктором Запомни свое место |
1; с. 41 3; с. 131 8; с. 55 1; с. 42 |
3 |
развитие речи, мышления, воображения, умения действовать по правилу |
Придумай загадку Узор Работа с геометрическим конструктором Дорисуй круги |
1; с. 43 3; с. 131 8; с. 57 РМ |
4 |
развитие мышления, речи, воображения, умения действовать по правилу |
Картинки-загадки Узор Работа с геометрическим конструктором Дорисуй овалы |
1; с. 146 3; с. 131 8; с. 59 РМ |
АПРЕЛЬ |
|||
1 |
расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности |
Инструменты Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Дорисуй предмет |
1; с. 46 3; с. 127 8; с. 62 РМ |
2 |
развитие восприятия и памяти, мышления, внимания, формирование приемов учебной деятельности |
Кто или что может быть высоким, холодным, коротким? Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Найди и зачеркни |
1; с. 48 3; с. 127 8; с. 62 РМ |
3 |
развитие мышления, внимания, формирование приемов учебной деятельности |
Что сначала, что потом? Графический диктант Работа с геометрическим конструктором Запретное число |
РМ 3; с. 127 8; с. 64 1; с. 48 |
4 |
снятие страха перед школой, облегчение будущей адаптации к школе |
Школа |
1; с.58 |
Литература
1. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2004.
2. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. – Ростов н/Д, 2004.
3. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов и родителей. Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
5. Тесты для детей. Сост. Ильина М.Н. и др., - СПб, 1997.
6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. –М., 2004.
7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г., Практикум для детского психолога. – Ростов н/д, 2004.
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! – М., 1999.
Состав группы и результаты психологической диагностики
Группа была сформирована по результатам скрининговой диагностики (тестировались все дети подготовительной группы) и углубленной диагностики (тестировались дети, имеющие по результатам скрининговой диагностики низкий уровень школьной зрелости).
Программа скрининговой диагностики включала методики:
Название методики |
Цель |
Источник |
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека |
определение уровня готовности к школе |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. – С.67-70 |
Методика «Улицы» (модификация методики Дембо - Рубинштейн) |
изучение особенностей самооценки детей 6 – 7 лет |
НичипорюкЕ.А. Материал для творческой группы «Психолог» |
Программа углубленной диагностики включала методики:
Название |
Источник |
Цель |
1. Интеллектуальная готовность |
||
Что не дорисовано? |
Тесты для детей. – СПб, 1997. |
Оценка целостности восприятия |
Проставь значки |
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. – Р-н-Д, 2004. |
Оценка переключения и распределения внимания |
Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия) |
Немов Р.С. Психодиагностика. – М., 1998. |
Оценка продуктивности заучивания |
Исключение 4-го |
Тесты для детей. – СПб, 1997. |
Оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза |
2. Личностная готовность |
||
Методика определения мотивов учения |
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе, 1998. |
Определение мотивов учения |
Результаты скрининговой и углубленной диагностики детей коррекционной группы представим в таблице
(начало уч. года):
Фамилия, имя |
возраст |
ур. школьной зрелости |
самооценка |
целостн. воспр. |
перекл. и распр. вним. |
объем памяти |
обр.-лог. мышление |
мотивац. готовн. |
|
высота |
дифференцир. |
||||||||
1. Алена Л. |
6;0 |
ниже средн. |
завышен. |
недиффер. |
с |
с |
с |
н |
н |
2. Наташа М. |
6;2 |
ниже ср. |
завышен. |
недиффер. |
с |
н |
с |
с |
н |
3. Саша М. |
5;6 |
ниже ср. |
завышен. |
недиффер. |
с |
н |
с |
н |
н |
4. Алина П. |
5;10 |
ниже ср. |
завышен. |
недиффер. |
с |
н |
с |
н |
н |
5. Рома Ф. |
6;0 |
шиже ср. |
завышен. |
недиффер. |
с |
н |
с |
с |
н |
Таким образом, дети, в основном, испытывают трудности при выполнении заданий, связанных с переключением и распределением внимания, образно-логическим мышлением и мотивационной готовностью поступления в школу.
В связи с этим, в программе делается акцент на развитие волевого внимания, произвольности, различных видов мышления, связанной с ним моторики рук, а также познавательного мотива поступления в школу.
Педагог-психолог МДОУ д/с № NN ФИО
[1] РМ – раздаточный материал комплекта «Коррекционно-развивающие занятия»