ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Голубева

Таганрогский государственный радиотехнический университет

Инновации молодых: Тезисы научных работ участников Всероссийского конкурса научно-технических и инновационных работ по гуманитарным наукам среди студентов высших учебных заведений. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – с. 50-51.

В связи с социально-экономической перестройкой нашего общества одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогики становится проблема экономической социализации детей.

Целью нашей работы явилось изучение экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст характеризуется переходом психических процессов ребенка на уровень произвольности и осознанности  и возникновением новых условий личностного роста в ситуации «ребенок-учитель». Такие перемены в психологической жизни ребенка способствуют более активной экономической социализации.

Формирование некоторых экономических представлений начинается еще в дошкольном детстве. Приближение экономических представлений подростка к экономическим понятиям взрослых происходит к 12-15-летнему возрасту. Формирование экономических представлений подчинено закономерности перехода от моделей, основанных на непосредственном восприятии, к моделям, построенным на отвлеченных идеях.

             Три основных пути экономической социализации ребенка составляют: личный опыт обращения с деньгами, воспитание в семье, обучение в школе. В нашей стране на современном этапе пути экономической социализации ребенка имеют свои отличительные особенности и связаны, в основном, с переходным периодом в экономике России. Такой период в жизни нашего общества обуславливает дискуссионность вопроса о целях и содержании экономической подготовки школьников; неоднозначность экономических установок, которые передаются от родителей детям; «двойственное» отношение родителей к выдаче детям карманных денег.

            С целью эмпирического изучения сформированности экономических представлений у детей нами были разработаны вопросы стандартизированного интервью. Для подтверждения значимости содержания вопросов методики была проведена ее экспертная оценка. Результаты экспертизы, в соответствии с высоким коэффициентом ранговой корреляции для группы экспертов по методике И. Кендалла и Б. Смита (0,84), можно считать надежными. По итогам экспертной оценки были отобраны те вопросы интервью, которые являются наиболее значимыми для выявления сформированности у ребенка экономических представлений.

            Исследование с применением методов математической статистики показало, что дети  младшего школьного возраста обладают представлениями о деньгах, о товаре, о зарплате на уровне способности дать определение понятию через систему экономических отношений. Однако дети обладают большим набором представлений (о деньгах; о товаре; о зарплате; о том, что значит экономить; о сдаче) на уровне способности адекватно употребить слово в контексте.

            Данные о том, что умение дать определение понятию «цена», «товар», «зарплата» обусловлено выдачей детям карманных денег свидетельствуют о наличии связи выдачи карманных денег и сформированности экономических представлений. Анализ анкет  родителей позволил выявить некоторые особенности их отношения к проблеме экономической социализации детей. Было установлено, что материальное поощрение хорошей учебы и помощи по дому в большинстве семей не используется. Выдача карманных денег производится в 50% семей, однако чаще это вызвано необходимостью, чем стремлением научить ребенка обращаться с деньгами.

            Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методики диагностики экономических представлений у детей  младшего школьного возраста с использованием метода контекстного употребления понятия, который обладает большими возможностями для выявления степени сформированности представлений по сравнению с методом определений. Эта методика может быть использована практикующими специалистами в области детской психологии, а также исследователями проблемы экономической социализации ребенка. Анкета, предназначенная для сбора данных об отношении родителей к выдаче карманных денег ребенку, позволяет прояснить «политику» родителей младших школьников в сфере их экономической социализации. Результаты исследования, показывающие роль родительских установок в развитии экономических представлений у детей, имеют практическую значимость, так как своевременное психологическое просвещение родителей в этом вопросе поможет ребенку безболезненно приобщиться к культуре общества, в котором он живет.

Проблема формирования экономических представлений у детей только начала исследоваться в отечественной психологии. Она представляет собой важный аспект экономической социализации ребенка и не может не учитываться в системе воспитания и обучения.

Сайт создан в системе uCoz