Голубева Е.В. Отношение к деньгам лиц, склонных к шопоголизму // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы 12 междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – С. 444-447.

Голубева Е.В.

Отношение к деньгам лиц, склонных к шопоголизму

Проблема аддикции к покупкам стала интересовать отечественных психологов в последние два десятилетия в связи с тенденцией развития в современном социуме отношений, характерных для «общества потребления».  Среди факторов, способствующих развитию склонности к шопоголизму, можно назвать: рекламу в СМИ, возможность оплатить покупку с помощью кредитной карты, доступность кредита в магазинах и др.

Шопоголизм, или компульсивный шопинг, характеризуется как «хроническое, повторяющееся совершение покупок, которое становится первичным ответом на негативные события и чувства» [1]. Склонность к шопоголизму можно определить, если хотя бы один из следующих вариантов поведения проявляется время от времени:

1) озабоченность покупками или внезапные непреодолимые порывы что-либо купить;

2) совершение покупок не по средствам часто множества ненужных вещей;

3) неадекватная трата времени на совершение покупок, что приводит к сложностям в повседневной жизни и профессиональной сфере;

4) возникновение положительных эмоций вплоть до эйфории в процессе совершения покупки на фоне обычно сниженного настроения.

Шопоголизм также имеет название «аддикции к трате денег», т.е. связан с определенным к ним отношением. Причины «нездорового» отношения к деньгам у «транжир» кроются в том, что они считают траты условием получения любви и одобрения, и поэтому склонны тратить деньги, когда чувствуют себя одиноко, тревожно или нуждаются в любви [2]. Т.о., мы предполагаем, что отношение к деньгам у лиц, склонных и не склонных к шопоголизму, будет различным.

Целью нашей работы явилось изучение отношения к деньгам лиц, склонных к шопоголизму. В исследовании, проведенном совместно со студенткой ТТИ ЮФУ Жищенко И.Ю., приняли участие 30 человек (15 женщин и 15 мужчин). Опрошенные являлись представителями различных социальных групп в возрасте 20-30 лет.

В качестве диагностического материала использовались: обсессивно-компульсивная шкала Ейела-Брауна, модифицированная для выявления компульсивного шопинга (Monahan, Black, Gabel) [1], опросник отношения к деньгам М.Ю. Семенова [3].

 Общая гипотеза нашего исследования конкретизируется в следующих предположениях:

а) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее позитивное отношение субъекта к деньгам и искусство управлять ими.

б) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее фиксация субъекта на деньгах.

в) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее тревожность субъекта из-за денег.

г) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем слабее напряжение из-за денег.

д) Чем сильнее выражена склонность к шопоголизму, тем сильнее терапевтическая функция денег.

Результаты распределения опрошенных по группам лиц, склонных и не склонных к шопоголизму, представим на рисунке 1.

 

 

Рис. 1 – Распределение испытуемых по группам лиц, склонных и не склонных к шопоголизму

 

Лица, склонные к шопоголизму, составляют 27% опрошенных респондентов. Их поведение характеризуется тем, что хотя бы время от времени они испытывают непреодолимое желание что-либо купить или совершают покупки не по средствам, возможно, тратя на это неадекватно много времени и испытывая сильный эмоциональный подъем.

Сравнение групп лиц, склонных и не склонных к шопоголизму, по выраженности у них параметров отношения к деньгам с помощью методов статистической обработки результатов (коэффициента корреляции Спирмена) показало следующее (табл. 1).

 

Таблица 1

Результаты статистической обработки данных

 

Параметры отношения к деньгам

Значение критерия

Уровень значимости

Позитивное отношение к деньгам

-0,318173

0,086619

Фиксация на деньгах

-0,650512

0,000100

Тревожность из-за денег

-0,058810

0,757551

Напряжение из-за денег

-0,223881

0,234317

Терапевтическая функция денег

0,630837

0,000186

 

Таким образом, статистически значимой является связь склонности к шопоголизму и фиксации на деньгах (обратная), а также склонности к шопоголизму и терапевтической функции денег (прямая).

Проиллюстрируем различия в группах с помощью гистограммы (рис. 2).

 

Рис. 2 – Выраженность параметров отношения к деньгам у лиц, склонных и не склонных к шопоголизму

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла частичное подтверждение. Так, лица, склонные к шопоголизму, отличаются слабой фиксацией на деньгах: они недооценивают их значимость, не стараются экономить, не следят за конъюнктурой рынка, редко пользуются купонами и скидками. Собственное финансовое положение для них менее важно, чем отношение к нему окружающих. Могут использовать деньги и вещи для демонстрации своего отношения к людям, часто делают подарки. Не обращают особого внимания на то, куда тратит деньги.

Кроме того, люди со склонностью к шопоголизму характеризуются тем, что деньги для них имеют терапевтическую функцию: они использует деньги как лекарство от депрессии и хандры.

Следовательно, компульсивные покупки и отношение к деньгам являются целостным образованием, подчиненным, по-видимому, более общим тенденциям личности.

 

Литература

1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб., 2007.

2. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. – №1, 2000. – С.50-62.

3. Семенов М.Ю. Опросник для изучения отношения школьников к деньгам // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды III международной научной интернет-конференции. – Омск: изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. – С.85-109.

Сайт создан в системе uCoz