Голубева
Е.В., Ляшко М.В. Сформированность
трудолюбия у младших школьников // Социокультурные
проблемы современного человека:
материалы IV
Международной научно-практической
конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - ч. II. – C.104-107.
УДК 159.923.5
Е.В. Голубева, М.В. Ляшко
Технологический
институт Южного федерального университета,
г. Таганрог
СФОРМИРОВАННОСТЬ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается трудолюбие как свойство личности. Теоретически обоснованы показатели трудолюбия у младших школьников. Эмпирически изучены уровни и согласованность развития показателей трудолюбия у детей.
На современном этапе
развития общества, переживающем кризис в экономическом, социальном, духовном
плане, остро стоит вопрос о целях и средствах развития личности детей и
подростков. В период роста явлений безработицы, с одной стороны, и
«экономических» мотивов и ценностей – с другой, принципиально важным становится
вопрос формирования трудолюбия, т.е. увлеченности и удовлетворенности самим
процессом труда, у подрастающего поколения.
Проблема трудолюбия в
научной литературе рассматривается в аспекте трудового обучения и воспитания и широко
раскрывается в трудах таких известных педагогов, как К.Д. Ушинскиий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и
многих других. Однако число работ, посвященных изучению трудолюбия как свойства
личности, немногочисленно.
Таким образом, тенденции
современного общества, а также недостаточная изученность определяют
актуальность исследования формирования трудолюбия.
Критическим для развития
трудолюбия, согласно теории американского психолога Э. Эриксона,
является возраст 6-12 лет. Главной задачей, которая предъявляется обществом
ребенку на данном возрастном этапе, является установление определенного
динамического соотношения между двумя крайними полюсами – «трудолюбие -
неполноценность». Если задача решается удовлетворительно, то эго вбирает в себя
новый позитивный компонент – чувство компетентности. Если проблема остается
нерешенной, то эго наносится вред, и в него встраивается негативный компонент –
чувство неполноценности.
В психологическом словаре
трудолюбие определяется как черта
характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой
деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности,
организованности, ответственности. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания
трудолюбия нужно, чтобы человек видел и
понимал смысл и результаты своего труда [2].
Единого определения
понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической литературе не выработано. Одни
исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера (А.Ф. Ахматов,
Н.П. Семыкин, В.В. Чебышев и др.), другие
трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г.А. Смирнов,
В.Н. Турченко и др.). Ряд авторов связывают
трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е.Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.). Психологи (К.С. Абилов, Е.П. Верещак) определяют трудолюбие как
относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к
трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих
способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание
глубокого удовлетворения и радости [3].
П.И. Чернецов рассматривает трудолюбие как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: практического (умение
трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые
умения и навыки); познавательного (наличие знаний о труде, систематическое
стремление к их совершенствованию); эмоционального (чувство ожидания нового
успеха, чувство радости в труде, наслаждение); волевого (желание и умение
преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения
поставленной цели); оценочного или морально-этического (понимание роли труда как жизненной
необходимости, умение видеть его красоту) [3].
Усматривая в трудолюбии
одно из базисных, интегральных свойств человека, Г.С. Абрамова связывает
его с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями
по ее организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни,
которое можно выразить так: «Это моя жизнь». Именно в конце детства все
трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как
устойчивые элементы. Именно в это время современный ребенок в очень быстром
темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на
машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то
есть орудиями труда [1].
Итак, младший школьный
возраст является наиболее сензитивным периодом к
формированию трудолюбия как свойства личности. Каковы особенности трудолюбия у
современных детей, какова структура этого свойства, насколько сформированы
различные компоненты трудолюбия и каковы связь между этими компонентами? Эти
вопросы представляют собой проблему,
важную как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Теоретический анализ
исследуемой проблемы позволяет в качестве показателей сформированности
трудолюбия в младшем школьном возрасте рассматривать следующие аспекты:
академическая успеваемость, направленность на приобретение знаний, развитие
волевых качеств, нравственное развитие, «место» трудолюбия в структуре
ценностей и самооценке ребенка.
Учебная
деятельность – это первая серьезная общественно-значимая деятельность ребенка,
возлагающая на него определенные трудовые обязанности, позволяющая не только
систематически накапливать знания, но и сформировать определенное отношение к
труду, приобрести умение сочетать личные интересы с интересами класса,
рационально организовывать свою работу, рабочее место, бережно относиться к
результатам собственного труда и труда других людей и др. Следовательно,
характеристика результата учебной деятельности – академическая успеваемость – является внешним проявлением
трудолюбия ребенка. Направленность на получение знаний отражает мотивационную
сторону трудолюбия.
При
выполнении ребенком домашних и школьных поручений, обязанностей по
самообслуживанию без напоминания взрослых у него формируются волевые качества.
Трудолюбие
– нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с
нравственным развитием ребенка. В младшем школьном возрасте у детей формируются
моральные чувства, определяющие их отношение к труду.
В
младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование ценностного
отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных
ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности.
К
концу младшего школьного возраста благодаря развивающейся рефлексии создаются
новые возможности для формирования самооценки – она становится более адекватной
и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными.
Теоретическое
обоснование показателей сформированности трудолюбия
стало основой для ее эмпирического изучения. Гипотеза нашего исследования
заключается в предположении о том, что показатели сформированности
трудолюбия у младших школьников согласованы и находятся на высоком уровне
развития.
В качестве испытуемых в
исследовании приняли участие 23 учащихся IV класса средней школы в возрасте 10
лет (12 девочек и 11 мальчиков) и их родители.
Для изучения сформированности трудолюбия у младших школьников были
использованы следующие методики: «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин,
Н.А. Курдюкова), «Закончи предложение»
(Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко),
модифицированный вариант «Методики комплексного изучения самооценки и ценностных
ориентаций» (А.А. Реан). Родителям младших школьников
предлагалась методика «Оценка волевых качеств» (А.И. Высоцкий). Кроме
того, использовались данные об успеваемости учеников.
Результаты исследования
показали следующее (рисунок 1).
Рисунок 1 –
Уровни сформированности показателей трудолюбия у
младших школьников
Высокий уровень развития у
большинства опрошенных имеют такие показатели сформированности
трудолюбия, как успеваемость и направленность на получение знаний. Эти
показатели непосредственно связаны с учебной деятельностью, которая является
ведущей в данном возрасте.
Преимущественно на
среднем уровне находятся сформированность волевых
качеств и нравственное развитие. Срединное положение занимает трудолюбие в
самооценке большинства опрошенных младших школьников.
Низкий уровень значимости
качество трудолюбия получает в структуре ценностей младших школьников. Это
говорит о том, что дети оценивают себя по качеству «трудолюбие» выше, чем высказывают
мнение о его значимости.
Полученные результаты
подвергались процедуре факторного анализа с помощью статистической системы Statistica 6.0 с использованием в качестве метода факторизации метода
главных компонент. Факторный анализ
позволяет выразить большее число рассматриваемых признаков через меньшее число
более емких характеристик явления. В нашем случае с помощью факторного анализа
можно сократить число выделенных нами характеристик трудолюбия и
классифицировать их, объединив в группы. Кроме того, данная процедура позволит нам
проследить согласованность показателей трудолюбия.
В результате
математической обработки результатов было выделено 2 фактора и определены
факторные нагрузки, отражающие взаимосвязь между фактором и признаком.
Таблица 1 –
Результаты факторного анализа
Переменные |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Успеваемость |
0,877046 |
0,242481 |
Направленность |
0,599872 |
-0,299304 |
Воля |
0,705975 |
0,397517 |
Нравственное развитие |
0,722092 |
-0,220285 |
Трудолюбие (ценность) |
-0,144877 |
0,562136 |
Трудолюбие (самооценка) |
0,108060 |
-0,677893 |
Первый фактор,
интерпретированный как «нравственно-познавательный», включает в себя следующие
показатели трудолюбия: успеваемость, направленность, воля, нравственное
развитие. Все признаки связаны с фактором положительно, что отражает их однонарпавленность: чем выше успеваемость, тем выше развита
направленность на приобретение знаний и т.д.
Второй фактор,
«ценностно-оценочный», объединяет такие показатели трудолюбия, как «место»
трудолюбия в структуре ценностей и самооценке ребенка. Разные по знаку
факторные нагрузки означают, что признаки разнонаправлены: высокая позиция
трудолюбия в самооценке соответствует низкой позиции в структуре ценностных
ориентаций.
Разделение показателей
трудолюбия на две группы, а также несовпадение «места» качества трудолюбия в
самооценке и структуре ценностных ориентаций ребенка свидетельствуют о
невысокой согласованности развития разных показателей трудолюбия у младших
школьников (рисунок 2).
Рисунок 2 –
Факторная структура показателей трудолюбия
Таким образом, выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась частично. Несмотря на то, что формирование
трудолюбия является важной задачей социализации младших школьников, только
часть показателей трудолюбия (непосредственно связанных с ведущей учебной
деятельностью) у них развита на высоком уровне. Особую психолого-педагогическую
проблему составляет развитие у детей трудолюбия как ценности, которое у детей
данного возраста, по результатам нашего исследования, сформировано на низком
уровне.
Библиографический
список
1. Абрамова Г.С.
Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога -
Мн.: Харвест, 1998.
3. Чернецов П.И.
Трудолюбие как социально-педагогическая проблема: Методологические основы его
воспитания/ П.И. Чернецов // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5, Педагогика.
Психология. – 2001. – № 1. – С. 13-31.