Голубева Е.В., Ляшко М.В. Сформированность трудолюбия у младших школьников // Социокультурные проблемы современного человека:  материалы IV Международной научно-практической  конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - ч. II. – C.104-107.

УДК 159.923.5

Е.В. Голубева, М.В. Ляшко

Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В статье рассматривается трудолюбие как свойство личности. Теоретически обоснованы показатели трудолюбия у младших школьников. Эмпирически изучены уровни и согласованность развития показателей трудолюбия у детей.

 

На современном этапе развития общества, переживающем кризис в экономическом, социальном, духовном плане, остро стоит вопрос о целях и средствах развития личности детей и подростков. В период роста явлений безработицы, с одной стороны, и «экономических» мотивов и ценностей – с другой, принципиально важным становится вопрос формирования трудолюбия, т.е. увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, у подрастающего поколения.

Проблема трудолюбия в научной литературе рассматривается в аспекте трудового обучения и воспитания и широко раскрывается в трудах таких известных педагогов, как К.Д. Ушинскиий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и многих других. Однако число работ, посвященных изучению трудолюбия как свойства личности, немногочисленно.

Таким образом, тенденции современного общества, а также недостаточная изученность определяют актуальность исследования формирования трудолюбия.

Критическим для развития трудолюбия, согласно теории американского психолога Э. Эриксона, является возраст 6-12 лет. Главной задачей, которая предъявляется обществом ребенку на данном возрастном этапе, является установление определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами – «трудолюбие - неполноценность». Если задача решается удовлетворительно, то эго вбирает в себя новый позитивный компонент – чувство компетентности. Если проблема остается нерешенной, то эго наносится вред, и в него встраивается негативный компонент – чувство неполноценности.

В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта  характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности. В психологическом плане трудолюбие  предполагает отношение к труду  как основному смыслу жизни, потребность  и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек  видел и понимал смысл  и результаты своего труда [2].

Единого определения понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической литературе не выработано. Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера (А.Ф. Ахматов, Н.П. Семыкин, В.В. Чебышев и др.), другие трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г.А. Смирнов, В.Н. Турченко и др.). Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е.Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.). Психологи (К.С. Абилов, Е.П. Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости [3].

П.И. Чернецов рассматривает трудолюбие как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: практического (умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые умения и навыки); познавательного (наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию); эмоционального (чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение); волевого (желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели); оценочного или морально-этического (понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть его красоту) [3].

Усматривая в трудолюбии одно из базисных, интегральных свойств человека, Г.С. Абрамова связывает его с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно выразить так: «Это моя жизнь». Именно в конце детства все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы. Именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то есть орудиями труда [1].

Итак, младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом к формированию трудолюбия как свойства личности. Каковы особенности трудолюбия у современных детей, какова структура этого свойства, насколько сформированы различные компоненты трудолюбия и каковы связь между этими компонентами? Эти вопросы представляют собой проблему,  важную как в теоретическом, так и в практическом смысле.

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет в качестве показателей сформированности трудолюбия в младшем школьном возрасте рассматривать следующие аспекты: академическая успеваемость, направленность на приобретение знаний, развитие волевых качеств, нравственное развитие, «место» трудолюбия в структуре ценностей и самооценке ребенка.

Учебная деятельность – это первая серьезная общественно-значимая деятельность ребенка, возлагающая на него определенные трудовые обязанности, позволяющая не только систематически накапливать знания, но и сформировать определенное отношение к труду, приобрести умение сочетать личные интересы с интересами класса, рационально организовывать свою работу, рабочее место, бережно относиться к результатам собственного труда и труда других людей и др. Следовательно, характеристика результата учебной деятельности – академическая успеваемость – является внешним проявлением трудолюбия ребенка. Направленность на получение знаний отражает мотивационную сторону трудолюбия.

При выполнении ребенком домашних и школьных поручений, обязанностей по самообслуживанию без напоминания взрослых у него формируются волевые качества.

Трудолюбие – нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка. В младшем школьном возрасте у детей формируются моральные чувства, определяющие их отношение к труду.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности.

К концу младшего школьного возраста благодаря развивающейся рефлексии создаются новые возможности для формирования самооценки – она становится более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными.

Теоретическое обоснование показателей сформированности трудолюбия стало основой для ее эмпирического изучения. Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что показатели сформированности трудолюбия у младших школьников согласованы и находятся на высоком уровне развития.

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 23 учащихся IV класса средней школы в возрасте 10 лет (12 девочек и 11 мальчиков) и их родители.

Для изучения сформированности трудолюбия у младших школьников были использованы следующие методики: «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), «Закончи предложение» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), модифицированный вариант «Методики комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций» (А.А. Реан). Родителям младших школьников предлагалась методика «Оценка волевых качеств» (А.И. Высоцкий). Кроме того, использовались данные об успеваемости учеников.

Результаты исследования показали следующее (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Уровни сформированности показателей трудолюбия у младших школьников

Высокий уровень развития у большинства опрошенных имеют такие показатели сформированности трудолюбия, как успеваемость и направленность на получение знаний. Эти показатели непосредственно связаны с учебной деятельностью, которая является ведущей в данном возрасте.

Преимущественно на среднем уровне находятся сформированность волевых качеств и нравственное развитие. Срединное положение занимает трудолюбие в самооценке большинства опрошенных младших школьников.

Низкий уровень значимости качество трудолюбия получает в структуре ценностей младших школьников. Это говорит о том, что дети оценивают себя по качеству «трудолюбие» выше, чем высказывают мнение о его значимости.

Полученные результаты подвергались процедуре факторного анализа с помощью статистической системы Statistica 6.0 с использованием в качестве метода факторизации метода главных компонент.  Факторный анализ позволяет выразить большее число рассматриваемых признаков через меньшее число более емких характеристик явления. В нашем случае с помощью факторного анализа можно сократить число выделенных нами характеристик трудолюбия и классифицировать их, объединив в группы. Кроме того, данная процедура позволит нам проследить согласованность показателей трудолюбия.

В результате математической обработки результатов было выделено 2 фактора и определены факторные нагрузки, отражающие взаимосвязь между фактором и признаком.

Таблица 1 – Результаты факторного анализа

Переменные

Фактор 1

Фактор 2

Успеваемость

0,877046

0,242481

Направленность

0,599872

-0,299304

Воля

0,705975

0,397517

Нравственное развитие

0,722092

-0,220285

Трудолюбие (ценность)

-0,144877

0,562136

Трудолюбие (самооценка)

0,108060

-0,677893

 

Первый фактор, интерпретированный как «нравственно-познавательный», включает в себя следующие показатели трудолюбия: успеваемость, направленность, воля, нравственное развитие. Все признаки связаны с фактором положительно, что отражает их однонарпавленность: чем выше успеваемость, тем выше развита направленность на приобретение знаний и т.д.

Второй фактор, «ценностно-оценочный», объединяет такие показатели трудолюбия, как «место» трудолюбия в структуре ценностей и самооценке ребенка. Разные по знаку факторные нагрузки означают, что признаки разнонаправлены: высокая позиция трудолюбия в самооценке соответствует низкой позиции в структуре ценностных ориентаций.

Разделение показателей трудолюбия на две группы, а также несовпадение «места» качества трудолюбия в самооценке и структуре ценностных ориентаций ребенка свидетельствуют о невысокой согласованности развития разных показателей трудолюбия у младших школьников (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Факторная структура показателей трудолюбия

 

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Несмотря на то, что формирование трудолюбия является важной задачей социализации младших школьников, только часть показателей трудолюбия (непосредственно связанных с ведущей учебной деятельностью) у них развита на высоком уровне. Особую психолого-педагогическую проблему составляет развитие у детей трудолюбия как ценности, которое у детей данного возраста, по результатам нашего исследования, сформировано на низком уровне.

 

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Мн.: Харвест, 1998.

3. Чернецов П.И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема: Методологические основы его воспитания/ П.И. Чернецов // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5, Педагогика. Психология. – 2001. – № 1. – С. 13-31.

Сайт создан в системе uCoz