Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т6, №1. – С. 25-34.

 

Диагностика типов детско-родительских отношений

Детский возраст является предметом внимания исследователей в самых разных областях науки как значимый и ответственный период в жизни человека. Важную роль в развитии ребенка, формировании его личности играет семья, существующая в ней система внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Современная семья включена в разнообразные сферы жизнедеятельности общества и испытывает на себе влияние макросоциальных факторов. Глубокие социальные изменения в нашей стране в 90-е годы XX века не могли не затронуть семью как наиболее уязвимую часть социального организма. Эти трансформации привели к росту числа малообеспеченных и деструктивных семей, в которых дети вовлекаются в преступные занятия и становятся жертвами насилия. Проблемными с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, являются  и внешне благополучные семьи, в которых субъективное состояние ребенка вследствие неправильного воспитания может характеризоваться длительной эмоциональной травматизацией.

Психологи-консультанты Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, отмечают, что «практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением содержания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам» [2, 12].

Таким образом, актуальная  на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений остается острой и на современном этапе.

Целым рядом авторов (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, М. Раттер, В.В. Столин, В.В. Юстицкий и др.) предприняты попытки разностороннего  исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных типов воспитания, приводящих к эмоциональным нарушениям  у детей.

Так, А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.

Исследуя структуру родительского отношения, А.Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль).

А.Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения: - интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент.

В связи с этим А.Я. Варга предлагает рассматривать типы родительского отношения как сложившиеся паттерны их взаимодействия с детьми, определяемые различными сочетаниями указанных компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого. Ею выделены следующие четыре типа неэффективных структур родительского отношения, наблюдаемых у родителей, не справляющихся с воспитанием детей: принимающе-авторитарный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией, симбиотический, симбиотически-авторитарный [3]. На основе вышеперечисленных положений автором совместно с В.В. Столиным был разработан метод диагностики особенностей родительской позиции по отношению к ребенку - опросник родительского отношения (ОРО).

61 вопрос методики  составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. «Отвержение». Эта шкала выражает собой общее эмоционально отрицательное (отвержение) или эмоционально положительное (принятие) отношение к ребенку.

2. «Кооперация». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. «Симбиоз». Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. «Инфантилизация». Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

По каждой из 5 шкал можно набрать высокие, средние, низкие баллы. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше аспектов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты [4].

Как описанная выше, так и большинство других классификаций типов родительского отношения, в полной мере отвечая запросам психологической службы, ориентированы, в основном, на патогенные варианты, оставляя без внимания «благоприятные». В опроснике, разработанном А.Я. Варгой, В.В. Столиным, присутствует шкала «Кооперация», выражающая стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, однако она не участвует в выделении типов структур родительского отношения.

С этой точки зрения более полной является типология детско-родительских отношений А.В. Петровского [6], [5], который выделяет четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа детско-родительских отношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

  «Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

  Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» [6, 105].

 «Опека» в семье - это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

  «Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи.

Негативные последствия «опеки» как тактики семейного воспитания заключаются в том, что на первый план выходит вопрос об удовлетворении потребностей ребенка и ограждении его от трудностей, а не об активном формировании его личности. «Опека как воспитательная тактика - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от усилий и ответственности» - пишет А.В. Петровский [6, 106]. Дети, воспитанные в условиях сверхопеки, оказываются неприспособленными ко взрослой жизни, неспособными к личной и коллективной ответственности. В случае если родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка, контролируя только  общие аспекты воспитания (здоровье, нравственность и т.п.), и предоставляют ему самостоятельность и ответственность в решении повседневных задач, тем самым они способствуют становлению его зрелой личности.

  «Невмешательство» - это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей.  «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» - отмечает А. В. Петровский [6, 107]. При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких [7]. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы.  

  «Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

  Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству».

  Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства.

В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Так, психологи-консультанты Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, основываясь на опыте практической работы, для диагностики межличностных отношений, сложившихся в семье, рекомендуют использовать следующие методики [2], [1]:

А. Предлагаемые ребенку:

1) методика рисунка семьи и ее модификации;

2) адаптированный вариант методики Рене Жиля;

3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;

4) модификация оценочно-самооценочной методики;

5) детский апперцептивный тест КАТ;

6) методика «Модель личностной сферы»;

7) детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене - Антони.

Б. Предлагаемые родителям:

8) опросник стиля родительского поведения (Эйдемиллер);

9) анамнестический опросник;

10) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;

11) опросник родительских отношений Варги-Столина.

В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:

12) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;

13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»:

14) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:

15) цветовой тест отношений Эткинда.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье. Несмотря на существенное число методических средств, имеющихся в распоряжении психологов, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений.

Одна из проблем диагностики детско-родительских отношений, с которой сталкиваются психологи-исследователи, состоит в необходимости дать полную, емкую и, в то же время, краткую характеристику диагностируемым ими профилям детско-родительских отношений. Такая характеристика должна включать не только патогенные (как, например, в классификации негармоничных типов воспитания по Эйдемиллеру, Юстицкому), но и «благоприятные» варианты.

В полной мере таким требованиям соответствует приведенная нами выше типология детско-родительских отношений А.В. Петровского. Однако здесь возникают трудности методического плана – в известных работах не встречается методики, дающей информацию о преобладании в семье того или иного типа детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского.

Одним из возможных решений этой проблемы может быть разработка критериев соотнесения типов детско-родительских отношений «Диктат», «Опека», «Невмешательство», «Сотрудничество» с характеристиками шкал одной из известных и широко используемых методик диагностики детско-родительских отношений. В качестве такой методики нами был выбран Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина. Не считая возможной  «доработку» теоретических положений, на которых основывается опросник, или «корректировку» особенностей интерпретации результатов, которые могут быть получены при его использовании, мы выбрали этот надежный и широко применяемый диагностический инструмент для эмпирического изучения выраженности типов детско-родительских отношений по А.В. Петровскому в современных семьях. Эта типология позволяет выявить оптимальный тип детско-родительских отношений, диагностируя его не просто как «отсутствие особенностей, вызывающих патологические изменения личности ребенка», а как тип отношений, обладающий характеристиками (вполне определенными), способствующими реализации целей нравственно ориентированного воспитания. Как отмечают Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, «несмотря на разнообразие терминов, понятий, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение включает два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств)» [8]. Принимая во внимание некоторую общность разных типологий детско-родительских отношений, мы разработали критерии соотнесения результатов заполнения родителями Теста ОРО с используемым ими типом детско-родительских отношений (см. таблицу 1). Жирным шрифтом выделен тестовый балл, который является определяющим при диагностике того или иного типа детско-родительских отношений.

Таблица 1 - Диагностика типов детско-родительских отношений

Тип детско-родительских отношений

 Балл по шкалам опросника родительского отношения к детям

I

Отвержение

II

Кооперация

III

Симбиоз

IV

Авторитарная гиперсоциализация

V

Инфанти-

лизация

Диктат

высокий,

средний

средний,

низкий

средний,

низкий

высокий

высокий,

средний,

низкий

Опека

средний,

низкий

средний,

низкий

высокий

высокий,

средний,

низкий

высокий

средний

 

Невмеша-тельство

высокий,

средний,

низкий

средний,

низкий

низкий

низкий

средний,

низкий

Сотрудни-

чество

средний,

низкий

высокий

средний,

низкий

средний,

низкий

средний,

низкий

Как видно из таблицы, определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Диктат» является высокий балл по шкале «Авторитарная гиперсоциализация», говорящий о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Родитель-«диктатор» не может получать высокие баллы по шкалам «Кооперация» и «Симбиоз», и низкие по шкале «Отвержение», так как этот тип детско-родительских взаимоотношений исключает отношения равноправия и подразумевает определенную психологическую дистанцию между взрослым и ребенком. При диагностике типа взаимоотношений «Диктат» баллы по шкале «Инфантилизация» могут быть как высокими (ребенок воспринимается как несмышленое существо), так средними или низкими (личность ребенка и его способности воспринимаются адекватно).

  При диагностике типа отношений «Опека» определяющим является высокий балл по шкале «Симбиоз»: взрослый человек старается всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей и усилий. Родитель, использующий тип «Опека», по шкале «Отвержение» получает низкие или средние баллы, так как его отношение к ребенку является положительным или нейтральным, предполагает ласковую заботу и участие. Неадекватная родительская забота выражается в явном ее несоответствии возрастным особенностям ребенка и исключает проявление ребенком ответственности и инициативы при решении вопросов, касающихся его лично, и, тем более, семьи в целом. Поэтому  такой родитель получает высокие и средние баллы по шкале «Инфантилизация» и низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» могут быть как  высокими (беспрекословное подавление стремлений ребенка проявить свою независимость), так средними или низкими (воспитание по типу «маленького божка»).

«Невмешательство» характеризуется, прежде всего, отсутствием контроля со стороны родителей даже в таких вопросах, как успехи в учебе, участие в посильной трудовой деятельности, соблюдение норм морали. Поэтому такой родитель получает низкие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Кроме того, данный тип детско-родительских отношений характеризуется значительной психологической дистанцией между родителем и ребенком, обособленностью миров детей и взрослых. Эта характеристика детско-родительских отношений отражается в том, что родители набирают низкие баллы по шкале «Симбиоз». Жизнь родных, их заботы остаются закрытыми для ребенка, точно также, как и трудности и радости, испытываемые ребенком остаются за пределами внимания родителей. Они могут оказаться неспособными к совместному решению проблем, сотрудничеству даже в критические моменты. Поэтому родитель получает низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Желание родителя, чтобы его ребенок рос самостоятельным, независимым, раскованным отражается в том, что по шкале «Инфантилизация» родитель  получает низкие и средние баллы. При диагностике типа взаимоотношений «Невмешательство» баллы по шкале «Отвержение» могут быть как высокими (положительное отношение к ребенку, уважение и признание его индивидуальности), так средними или низкими (отрицательные чувства к ребенку: раздражение, злость, досада).

Определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Сотрудничество» является высокий балл по шкале «Кооперация» (в этом случае названия типа детско-родительских отношений и шкалы опросника являются синонимами). Родитель, использующий этот тип детско-родительских отношений, не набирает высоких баллов по шкалам «Отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Инфантилизация». Это связано со следующими характеристиками данного типа детско-родительских отношений: эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение его независимости и самостоятельности, сведение контроля над его действиями до разумного минимума, адекватное восприятие его возрастных и личностных особенностей.

Наиболее дискуссионным с теоретической точки зрения является соотнесение типа детско-родительских отношений «Сотрудничество» и шкалы теста ОРО «Кооперация». На наш взгляд, утверждения, относящиеся к шкале «Кооперация»: «Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка», «Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка», - характеризуют опосредованность межличностных отношений в семье задачами совместной деятельности ребенка и родителя. Согласие родителя с утверждениями «Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности», «Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав»  и др. выражает его готовность исходить из единой нравственной нормы (к себе как к другому, к другому как к себе) при предъявлении требований к ребенку.  Утверждение «Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться» отражает адекватность возложения ответственности за неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Таким образом, вопросы шкалы «Кооперация» отражают основные характеристики типа детско-родительских отношений «Сотрудничество». Одной из существенных особенностей «Сотрудничества» как типа детско-родительских отношений является сплоченность, под которой А.В. Петровский понимает такую характеристику системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом [6]. Как нам представляется, утверждение «При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка», а также другие утверждения шкалы «Кооперация» характеризуют такие особенности структуры детско-родительских отношений, которые способствуют развитию тенденции личности ребенка воспринимать свою семью как источник ценностных ориентаций.

Отметим, что в ряде случаев не удается однозначно выявить тот или иной тип детско-родительских отношений. Если родитель набирает высокие тестовые баллы по нескольким шкалам, являющимся диагностическими для разных типов детско-родительских отношений, то тип отношений является «смешанным». Если баллы по  всем шкалам опросника являются средними, это говорит о «неустойчивом» типе детско-родительских отношений, который может быть связан с несформированностью родительской позиции и воспитательской неуверенностью у молодых родителей.

Нами была предпринята попытка изучить современное соотношение типов детско-родительских отношений в семьях с детьми-младшими школьниками. Для диагностики типа семейных взаимоотношений использовался Тест ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина. Для соотнесения результатов заполнения родителями Теста ОРО с типом детско-родительских отношений, использовались выделенные нами критерии.

В качестве испытуемых выступили родители 102 детей 7-8 лет, учащихся 2-х классов школы г. Таганрога.

Данные, полученные по тесту ОРО, представим в виде гистограммы. На оси абсцисс отметим наименования шкал опросника, а по оси ординат – процент испытуемых, набравших по ним низкие, средние или высокие баллы.

 

Рисунок 1 – Баллы, полученные родителями по шкалам теста ОРО

  В целом, родители чаще набирают средние баллы по таким шкалам, как «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Гиперсоциализация», что свидетельствует о средней выраженности этих аспектов родительского отношения к детям. По шкале «Инфантилизация» родители чаще набирают низкие баллы, что говорит об отношении к детям в соответствии с их возрастом, уважении к мыслям и чувствам ребенка.

Анализ результатов заполнения опросника родителями в соответствии с критериями, указанными в таблице 1, показал, что тип детско-родительских отношений в 30 случаях является либо смешанным (высокий тестовый балл по нескольким шкалам свидетельствует о наличии одновременно нескольких типов взаимоотношений), либо неустойчивым (баллы по всем шкалам опросника являются средними), либо не совпадающим у отца и матери ребенка, т.е. противоречивым; в 72 случаях удается определить тот или иной тип детско-родительских отношений, из них:

  а) диктат диагностируется в 16 случаях;

  б) опека диагностируется в 23 случаях;

  в) невмешательство диагностируется в 4 случаях;

  г) сотрудничество диагностируется в 29 случаях.

Данные представим в виде диаграммы:

Рисунок 2 – Соотношение типов детско-родительских отношений

Результаты исследования показали, что наиболее часто в семьях  наблюдаются сотрудничество и опека как типы детско-родительских отношений.

Таким образом, проведенное нами исследование представляет опыт сведения большого числа аспектов детско-родительских отношений (высокий, средний или низкий уровень отвержения ребенка в семье и т.д. по четырем другим характеристикам) к одному из типов детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского: «Диктат», «Опека», «Невмешательство» и «Сотрудничество».

Психолог-практик, получив информацию о типе детско-родительских отношений в семье ребенка, может прогнозировать его наиболее вероятное дальнейшее личностное развитие, так как влияние того или иного типа детско-родительских отношений на развитие личности и характера ребенка достаточно полно описаны А.В. Петровским (включая и наиболее оптимальный из них – «Сотрудничество»). Психолог-исследователь, соотнеся результаты заполнения родителем Теста ОРО с одним из типов детско-родительских отношений, получает возможность оперировать краткими и емкими характеристиками в исследовательских целях (например, объединять испытуемых в группы по типам детско-родительских отношений).

Литература

1.     Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста – М.: УМК «Психология», 2003.

2.     Бурменская Г.В. , Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков – М.: «Академия», 2002.

3.     Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. - М., 1986.

4.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

5.     Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания – М.: Изд-во «АСТ», 2003.

6.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М.: «Академия», 2002.

7.     Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. – 2001. – №1.

8.     Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000, №3.

Сайт создан в системе uCoz