Уровень социальной фрустрированности людей с разной
экономической самооценкой
Е.В. Голубева (Таганрог)
Начавшиеся в последней
четверти прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед
людьми возможности новых социально-экономических, политических и межличностных
отношений и потребовали от россиян максимального напряжения сил для адаптации к
этим возможностям. Одним из результатов перехода нашей страны к рыночной
экономике является обострение проблемы имущественного расслоения. Материальное
неравенство существует в любом обществе и обусловлено неравным распределением
материальных благ, что неизменно влечет за собой порождение «социальной
зависти» больших групп населения к богатому меньшинству. Группы «различной
обеспеченности» имеют разный социально-экономический статус, определяющий их
позицию в экономической структуре общества, уровень возможностей членов данной
группы, особенности отношения к другим группам, и др.
Один из уровней оценки
социально-экономического статуса – уровень субъективный. Оценка своего
экономического статуса складывается из представлений о своем месте на лестнице
материального благополучия и зависит от психологических особенностей человека,
влияющих на общую самооценку, отношения с членами
социального окружения и др. Именно субъективный, а не объективный уровень
оценки социально-экономического статуса, по мнению исследователей (М.Г. Руднев
и др.), определяет влияние этого статуса
на поступки, отношения, представления субъекта. Если он, оценив окружающих по
экономическому критерию, идентифицировав себя с одними социально-экономическими
группами и противопоставив другим, ясно осознает свой экономический статус, то
можно говорить о сформированной экономической идентичности.
Экономическая
идентичность представляет собой субъективное знание о «Я»-экономическом,
систему представлений, оценок и потенциальных поведенческих реакций в
экономической сфере. Ее основные компоненты: экономическая самооценка,
удовлетворенность своим материальным положением, поведенческие реакции на столкновение
с материальным неравенством (М.Г. Руднев).
Проблеме
взаимосвязи экономической идентичности и субъективного благополучия личности
посвящены работы зарубежных (E. Diener, R. Easterlin, R.H. Frank, R.J. Mullis, M. Rojas и др.) и отечественных (Е. Угланова,
В.А. Хащенко и др.) авторов.
Так, в исследовании M. Rojas развита концептуально-референтная теория счастья,
предполагающая, что субъективная оценка качества жизни определяется
представлением данного субъекта о счастье. Автором установлена неоднородность
значения уровня дохода в оценке качества жизни разными испытуемыми.
В работах
В.А. Хащенко изучается феномен субъективного экономического благополучия:
описаны его уровни и составляющие их компоненты, выявлены его объективные и
личностные детерминанты, доказана ведущая роль процессов экономической
идентификации в формировании субъективного экономического благополучия
личности.
Деньги, по данным
исследований Е. Углановой, могут выступать в качестве «селф-объекта» (внешняя
по отношению к индивиду субстанция, выполняющая функцию подтверждения и
одобрения). Символическое значение денег, которое формируется на индивидуальном
уровне на основе ненасыщаемых потребностей, может рассматриваться как предиктор
субъективного благополучия. Использование денег в качестве
«селф-объектов» (восприятие денег как меры заслуг и способностей, средства
социального сравнения, символа власти, колебания самооценки в зависимости от
финансовой успешности), а также представление о деньгах как универсальном
регуляторе социальных взаимоотношений и средстве реализации любых потребностей
ведут к ухудшению субъективного благополучия (выражаемого в уровне
удовлетворенности жизнью и счастья).
Таким образом, в ряде
исследований установлена связь между экономической идентичностью личности и
оцениванием ею качества своей жизни. В настоящее время, в
период повышения значимости уровня дохода для определения своего социального
статуса, расширения возможностей удовлетворения наряду с материальными и
социальных потребностей личности, особый интерес представляет изучение связи
экономической самооценки с уровнем социальной фрустрированности.
Данное исследование
направлено на изучение уровня социальной фрустрированности людей с разной
экономической самооценкой как компонентом экономической идентичности.
Экономическая самооценка
представляет собой определение своего социально-экономического статуса,
отнесение себя к определенному уровню обеспеченности. Уровень социальной
фрустрированности – это уровень негативного психического состояния,
обусловленного невозможностью удовлетворения социальных потребностей.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что у людей с высокой экономической самооценкой
уровень социальной фрустрированности будет ниже, чем у людей с низкой
экономической самооценкой.
В исследовании приняли
участие 86 испытуемых различных социальных групп в возрасте 17-50 лет. В
качестве диагностического материала использовались: методика диагностики уровня
социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко,
методика изучения уровня экономической самооценки М.Г. Руднева.
Результаты исследования
показали, что высоким уровнем экономической самооценки обладают 33,7% (29
человек), средним – 31,4% (27 человек) и низким – 34,9% (30 человек)
испытуемых. Таким образом, испытуемые составили примерно равные подвыборки по
уровню экономической самооценки. Изучение социальной фрустрированности
показало, что по выборке в целом преобладают «очень низкий» (42%, 36 человек),
«пониженный» (20%, 17 человек) и «умеренный» (23%, 20 человек) ее уровни. Таким
образом, большинство респондентов, принявших участив в данном исследовании не
испытывают интенсивных негативных переживаний, связанных с невозможностью
удовлетворения социальных потребностей.
С помощью статистического
критерия Н Крускала-Уоллиса (SRвыс = 818, SRср = 1314,5, SRниз = 1608,5; Н = 17, р
= 0,0002) было установлено, что уровень социальной фрустрированности достоверно
изменяется при переходе от пробы к пробе. Статистически значимые различия были
выявлены с помощью критерия U Манна-Уитни между испытуемыми с высокой и низкой (SRвыс = 611,5; SRниз = 1158,5; U = 176,5; р
= 0,0001), и высокой и средней (SRвыс = 641,5; SRср = 954,5; U = 206,5; р = 0,002) уровнями экономической самооценки. Причем испытуемые
с более высоким уровнем экономической самооценки характеризуются более низким
уровнем социальной фрустрированности, т.е. выдвинутая гипотеза подтверждается.
Таким
образом, предпринятое исследование показало связь экономической самооценки с
удовлетворенностью социальными достижениями в основных аспектах
жизнедеятельности: профессиональной деятельности, досуге, отношениях с
близкими, образе жизни в целом и т.д. Чем, в представлениях человека, более высоким является его
социально-экономический статус, тем большими возможностями он располагает для
удовлетворения своих социальных потребностей.