Уровень социальной фрустрированности людей с разной экономической самооценкой

Е.В. Голубева (Таганрог)

 

 

Начавшиеся в последней четверти прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед людьми возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений и потребовали от россиян максимального напряжения сил для адаптации к этим возможностям. Одним из результатов перехода нашей страны к рыночной экономике является обострение проблемы имущественного расслоения. Материальное неравенство существует в любом обществе и обусловлено неравным распределением материальных благ, что неизменно влечет за собой порождение «социальной зависти» больших групп населения к богатому меньшинству. Группы «различной обеспеченности» имеют разный социально-экономический статус, определяющий их позицию в экономической структуре общества, уровень возможностей членов данной группы, особенности отношения к другим группам, и др.

Один из уровней оценки социально-экономического статуса – уровень субъективный. Оценка своего экономического статуса складывается из представлений о своем месте на лестнице материального благополучия и зависит от психологических особенностей человека, влияющих на общую самооценку, отношения с членами социального окружения и др. Именно субъективный, а не объективный уровень оценки социально-экономического статуса, по мнению исследователей (М.Г. Руднев и др.), определяет влияние  этого статуса на поступки, отношения, представления субъекта. Если он, оценив окружающих по экономическому критерию, идентифицировав себя с одними социально-экономическими группами и противопоставив другим, ясно осознает свой экономический статус, то можно говорить о сформированной экономической идентичности.

Экономическая идентичность представляет собой субъективное знание о «Я»-экономическом, систему представлений, оценок и потенциальных поведенческих реакций в экономической сфере. Ее основные компоненты: экономическая самооценка, удовлетворенность своим материальным положением, поведенческие реакции на столкновение с материальным неравенством (М.Г. Руднев).

Проблеме взаимосвязи экономической идентичности и субъективного благополучия личности посвящены работы зарубежных (E. Diener, R. Easterlin, R.H. Frank, R.J. Mullis, M. Rojas и др.) и отечественных (Е. Угланова, В.А. Хащенко и др.) авторов.

Так, в исследовании M. Rojas развита концептуально-референтная теория счастья, предполагающая, что субъективная оценка качества жизни определяется представлением данного субъекта о счастье. Автором установлена неоднородность значения уровня дохода в оценке качества жизни разными испытуемыми.

В работах В.А. Хащенко изучается феномен субъективного экономического благополучия: описаны его уровни и составляющие их компоненты, выявлены его объективные и личностные детерминанты, доказана ведущая роль процессов экономической идентификации в формировании субъективного экономического благополучия личности.

Деньги, по данным исследований Е. Углановой, могут выступать в качестве «селф-объекта» (внешняя по отношению к индивиду субстанция, выполняющая функцию подтверждения и одобрения). Символическое значение денег, которое формируется на индивидуальном уровне на основе ненасыщаемых потребностей, может рассматриваться как предиктор субъективного благополучия. Использование денег в качестве «селф-объектов» (восприятие денег как меры заслуг и способностей, средства социального сравнения, символа власти, колебания самооценки в зависимости от финансовой успешности), а также представление о деньгах как универсальном регуляторе социальных взаимоотношений и средстве реализации любых потребностей ведут к ухудшению субъективного благополучия (выражаемого в уровне удовлетворенности жизнью и счастья).

Таким образом, в ряде исследований установлена связь между экономической идентичностью личности и оцениванием ею качества своей жизни. В настоящее время, в период повышения значимости уровня дохода для определения своего социального статуса, расширения возможностей удовлетворения наряду с материальными и социальных потребностей личности, особый интерес представляет изучение связи экономической самооценки с уровнем социальной фрустрированности.

Данное исследование направлено на изучение уровня социальной фрустрированности людей с разной экономической самооценкой как компонентом экономической идентичности.

Экономическая самооценка представляет собой определение своего социально-экономического статуса, отнесение себя к определенному уровню обеспеченности. Уровень социальной фрустрированности – это уровень негативного психического состояния, обусловленного невозможностью удовлетворения социальных потребностей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у людей с высокой экономической самооценкой уровень социальной фрустрированности будет ниже, чем у людей с низкой экономической самооценкой.

В исследовании приняли участие 86 испытуемых различных социальных групп в возрасте 17-50 лет. В качестве диагностического материала использовались: методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко, методика изучения уровня экономической самооценки  М.Г. Руднева.

Результаты исследования показали, что высоким уровнем экономической самооценки обладают 33,7% (29 человек), средним – 31,4% (27 человек) и низким – 34,9% (30 человек) испытуемых. Таким образом, испытуемые составили примерно равные подвыборки по уровню экономической самооценки. Изучение социальной фрустрированности показало, что по выборке в целом преобладают «очень низкий» (42%, 36 человек), «пониженный» (20%, 17 человек) и «умеренный» (23%, 20 человек) ее уровни. Таким образом, большинство респондентов, принявших участив в данном исследовании не испытывают интенсивных негативных переживаний, связанных с невозможностью удовлетворения социальных потребностей.

С помощью статистического критерия Н Крускала-Уоллиса (SRвыс = 818, SRср = 1314,5, SRниз = 1608,5; Н = 17, р = 0,0002) было установлено, что уровень социальной фрустрированности достоверно изменяется при переходе от пробы к пробе. Статистически значимые различия были выявлены с помощью критерия U Манна-Уитни между испытуемыми с высокой и низкой (SRвыс = 611,5; SRниз = 1158,5; U = 176,5; р = 0,0001), и высокой и средней (SRвыс = 641,5; SRср = 954,5; U = 206,5; р = 0,002) уровнями экономической самооценки. Причем испытуемые с более высоким уровнем экономической самооценки характеризуются более низким уровнем социальной фрустрированности, т.е. выдвинутая гипотеза подтверждается.

Таким образом, предпринятое исследование показало связь экономической самооценки с удовлетворенностью социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности: профессиональной деятельности, досуге, отношениях с близкими, образе жизни в целом и т.д. Чем, в представлениях человека, более высоким является его социально-экономический статус, тем большими возможностями он располагает для удовлетворения своих социальных потребностей.

Сайт создан в системе uCoz