Голубева Е.В.

 О мотивационной сфере современного младшего школьника

Развитие личности в образовательных системах Южного Российского региона: Тезисы докладов XIII годичного собрания РАО и XXV психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. Часть IV. – с. 24-26.

 Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит система мотивов, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека.

Доминирующая система мотивов обусловливает общественно-гуманистическую или эгоистически-прагматическую направленность личности. Общественно-гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов служения общему делу, обществу, духовной удовлетворенности. Эгоистически-прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа.

Общество на каждом этапе своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. В советском обществе общественно-гуманистическая направленность личности считалась социально одобряемой, а эгоистически-прагматическая направленность – социально неодобряемой.

В условиях экономических изменений в российском обществе, определяющих процесс перехода к рыночной экономике, наблюдается динамика ценностных ориентиров социума (повышение значимости мотива материальной обеспеченности, индивидуальных достижений и др.), обусловливающих динамику личности. Изменение системы мотивов характерно, прежде всего, для таких личностей, у которых она еще не сложилась или недостаточно устойчива, т.е. для детей и подростков. В связи с этим представляется актуальным изучение мотивационной сферы школьников в современных социально-экономических условиях.

Соподчинение мотивов складывается и развивается в дошкольном возрасте. Деятельность ребенка начинает побуждаться не отдельными, не связанными друг с другом мотивами, а их иерархией, системой, в которой постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, ситуационные побуждения.

У младших школьников направленность личности может быть как общественно-гуманистической, так и эгоистически-прагматической. Преобладающая мотивация поведения ребенка, направленность его личности определяет положение ребенка в системе отношений детей. Школьники с преобладанием общественно-гуманистической чаще называются детьми, когда предоставляется выбор (например, с кем ребенок хочет сидеть за одной партой). Отказываясь выбирать детей с эгоистически-прагматической мотивацией, школьники говорят: «заботится только о себе», «бережливый для себя» и т.п.

Целью нашей работы явилось изучение сферы мотивационных предпочтений детей 8-9 лет. В исследовании приняли участие 108 младших школьников из семей со средним достатком. В качестве диагностического материала использовалась Методика мотивационных предпочтений (Л.И. Божович, Й. Шванцара). Гипотеза исследования состояла в предположении, что у современных младших школьников преобладает эгоистически-прагматическая ориентация (т.е. доминирование мотивов обладания материальными благами «для себя»).

Исследование показало, что:

1)     По направленности мотивов преобладают желания «для себя» - 84% ответов («я хочу себе компьютер», «я хочу, чтобы мне купили телефон», «я хочу, чтобы у меня в году были хорошие оценки» и др.). Желания, ориентированные на благо других людей (родителей, родственников) составляют 12% («хочу, чтобы моя мама была счастлива», «хочу, чтобы мой брат вылечился от гриппа» и др.). Широкие общечеловеческие желания («хочу, чтобы все дружили», «хочу, чтобы в мире не было зла», «хочу мира во всей земле») составляют 4%.

Таким образом, большинство младших школьников в первую очередь актуализируют собственные желания. Широкая мотивация, выходящая за пределы личного опыта, потребность в благе для других людей сформирована менее чем у четверти опрошенных детей.

2)      

a)     Преобладающую сферу предпочтений составляют мотивы обладания определенными материальными благами – 43%. Ярко выраженный мотив обладания материальными благами присутствует в ответах 14 % детей (например, «хочу быть богатым», «хочу очень много гор долларов или золота», «хочу себе дорогой телефон и компьютер» и др.).

b)    Мотивы, связанные с учебной деятельностью, составляют 19%, среди них – желание повысить успеваемость («я хочу все пятерки в четверти», «я хочу быть отличницей» и др.) и нежелание учиться («хочу, чтобы не было литературы», «не хочу учиться» и др.).

c)     Мотивы, связанные со сферой межличностных отношений, составляют 12% («хочу, чтобы меня все любили»,  «хочу, чтобы родители никогда не ругались», «хочу, чтобы у меня было много друзей» и др.).

d)    Желания развлечений, веселого проведения досуга составляют 9% («хочу поехать на футбол», «хочу пойти на концерт» и др.).

e)     Мотив счастья, «хорошей жизни» составляет 7% («чтоб все было хорошо», «я хочу, чтобы моя семья и я были счастливы», «я хочу себе хорошую жизнь» и др.).

f)      Другие мотивы (здоровье, вечная жизнь, обладание определенными качествами и др.) составляют 10%.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у современных младших школьников преобладает эгоистически-прагматическая ориентация. Такие тенденции в развитии мотивационной сферы современных школьников требуют усиления нравственных основ воспитания, формирования духовных ценностей. Одной из предпосылок формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника являются такие его личностные качества, как податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. Ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике. Не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, младший школьник развивается под влиянием окружающих его людей. Если это влияние имеет гуманистическую, а не прагматическую направленность, то оно создаст условия для формирования высокоморальной личности. Особую роль в этом случае играет учитель, обладающий для младшего школьника огромным авторитетом.

Сайт создан в системе uCoz