Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Составители: Костромина С.Н., Реан А.А. / Под ред. А.А. Реан. – СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 224 с. – С.18-20

Адаптация для работы в ДОУ – Е.А. Ничипорюк

Оценка психического развития ребенка в возрасте

от 1 года до 3 лет

С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:

-         речь (А),

-         общение (Б),

-         культурно-гигиенические навыки (В),

-         рисование (Г),

-         действия с предметами (Д),

-         моторика (Е).

С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализаПри обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.

Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

КР=ВПР/КВ*100%

где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

110-120 — высокое развитие;

107-90—нормальное развитие;

87-80 — недостаточный уровень развития;

77-70 – критический уровень развития;

67 и ниже – возможно умственная отсталость.

Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.

Возрастная шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы)

Факторы психического развития

15

(1)

1.      Произносит 20 и более слов

2.      Выполняет 2 поручения

3.      Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4.      Держит ложку во время еды

5.      Ставит 5 кубиков один на другой

6.      Ходит сам, но часто падает

18

(2)

1.      Стремится связать 2 слова в предложение

2.      Хочет сделать все самостоятельно

3.      Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4.      Пробует самостоятельно есть

5.      После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

6.      Ходит стабильно, редко падает

21

(3)

1.      Называет 5 изображений на рисунке

2.      Ищет помощи у взрослых

3.      Черкает карандашом в рамках листа

4.      Самостоятельно ест

5.      Бросает мяч в ящик

6.      Пробует бегать

24

(4)

1.      Задает первые вопросы

2.      Общается с детьми

3.      Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4.      Регулирует отправление физиологических потребностей

5.      Пробует ловить брошенный мяч

6.      Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

(5)

1.      Задает различные вопросы

2.      Может связно рассказывать

3.      Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4.      Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.      Расстегивает 3 пуговицы

6.      Бегает значительно лучше

36

(6)

1.      Может связно рассказывать

2.      В игре входит в роль

3.      Рисует шар, яблоко и другие предметы

4.      Сам раздевается и одевается

5.      Ставит 10 кубиков один на другой

6.      Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)

Группа………………………………..ДОУ №………

Дата:…………..20….г.

Ребенок

шифр или дата рождения

Речь

Общение

Рисование

КГН

Действия с предметами

Моторика

КР

Соответствие возрастной норме

                 
                 
                 

ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

1

2

3

4

5

6

А

Произносит 20 и более слов

Стремится связать 2 слова в предложение

Называет 5 изображений на рисунке

Задает первые вопросы

Задает различные вопросы

Может связно рассказывать

Б

Выполняет 2 поручения

Хочет сделать все самостоятельно

Ищет помощи у взрослых

Общается с детьми

Может связно рассказывать

В игре входит в роль

В

Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

Черкает карандашом целенаправленно и старательно

Черкает карандашом в рамках листа

Черкает вертикальные и горизонтальные линии

Умеет чертить кривую, замкнутую линию

Рисует шар, яблоко и другие предметы

Г

Держит ложку во время еды

Пробует самостоятельно есть

Самостоятельно ест

Регулирует отправление физиологических потребностей

Регулярно сообщает о физиологической потребности

Сам раздевается и одевается

Д

Ставит 5 кубиков один на другой

После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

Бросает мяч в ящик

Пробует ловить брошенный мяч

Расстегивает 3 пуговицы

Ставит 10 кубиков один на другой

Е

Ходит сам, но часто падает

Ходит стабильно, редко падает

Пробует бегать

Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

Бегает значительно лучше

Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

БЛАНК

экспертной оценки развития ребенка

……………………………………………………………

(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)

Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)

А

Б

В

Г

Д

Е

           
Сайт создан в системе uCoz