Психогимнастические упражнения на развитие способностей мышления и воображения

Составитель: Голубева Е.В.

Цель: развитие у участников группы способностей мышления  и воображения

Задачи:

1) развитие логичности, последовательности, широты мышления;

2) развитие способности творческого воображения.

Этапы:

I. Включение в работу, создание благоприятной психологической атмосферы

Упражнение «Приветствие»

Цель:. включение участников в групповую работу, создание благоприятной психологической атмосферы, снятие напряжения

Время: 5 мин.

Материалы: нет

Процедура проведения:

Участники становятся в круг, по очереди делают шаг вперед, называют свое имя, здороваются, стараясь в приветствии интонацией передать свое настроение.

II. Решение задач тренинга

1. Упражнение «Что общего?»

Цель: развитие способности к обобщению, раскрепощение мышления.

Время: 10 мин.

Материалы: доска, мел

Процедура проведения:

Участники делятся на команды по 5-7 человек. Команды расходятся по разным углам помещения. Ведущий объявляет задание:  Сейчас команды получат 3 мин. на раздумывание и постараются найти как можно больше ответов на вопрос: «Что у всех нас, членов команды, общего?». Команды готовятся, затем по очереди предлагают свои ответы. Ответы фиксируются ведущими на доске.

Обсуждение:

- какие трудности возникали при выполнении упражнения?

- какие оригинальные, неожиданные, на ваш взгляд, ответы прозвучали?

2. Упражнение «Рисунок по кругу»

Цель: развитие способности творческого воображения, создания новых образов на основе уже имеющихся.

Время: 15 мин.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Процедура проведения: Участники сидят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «Когда я скажу “начали”, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования, и нарисует то, что захочет. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к вам.

Обсуждение:

- какие моменты в развитии сюжета вашего рисунка были неожиданными, нестандартными, необычными:

            - совмещение несовместимых событий;

            - использование необычных изобразительных средств;

            - изменение масштаба рисунка?

3. Упражнение «Перечень возможных причин»

Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуации.

Время: 10 мин.

Материалы: нет

Процедура проведения:

Ведущий описывает какую-либо необычную ситуацию, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Участникам предлагается  придумать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Участниками высказываются по очереди. Повторяться нельзя.

Варианты ситуаций:

- вы шли по темному лесу и вдруг впереди увидели яркий свет;

- вы позвонили другу, но по телефону вам ответил незнакомый грубый голос.

Обсуждение:

 - какое объяснение придумать труднее – стандартное или необычное?

4. Упражнение «Передача по кругу»

 Цель: снятие эмоциональной напряженности, заявление о себе как о потенциальном участнике контакта

Время: 5 мин.

Материалы: любой нетяжелый предмет

Процедура проведения:

Группа становится в круг. Одному из участников в руки дается любой нетяжелый предмет, который передается из рук в руки по кругу. Ритм передачи регулирует ведущий командами: «Быстрее!», «Еще быстрее!», «Очень быстро!» или «Медленнее!», «Очень медленно!», «Совсем медленно!».

5. Упражнение «Ситуации»

Цель: развитие логического мышления, развитие навыков анализа и обобщения большого количества разнообразных сведений

Время: 5-10 мин.

Материалы: нет

Процедура проведения:

Ведущий предлагает участникам заранее подготовленное описание ситуации, которая выглядит довольно загадочно.

Примеры:

·        Каждый день, приходя с работы домой, человек не доезжает до своего 9-го этажа, а выходит на 6-м, а дальше идет пешком. Почему?

            (Ответ: Карлик не достает до кнопки "9").

·        Интервью с близнецами: -- Вы братья? -- Да! -- Родились в один день? -- Да! -- Вы двойняшки? -- Нет! Почему?

            (Ответ: Они тройняшки).

·        Ковбой заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Ни слова не говоря, бармен выхватывает из-за пояса пистолет и стреляет вверх. Ковбой говорит "спасибо" и уходит.

            (Ответ: Ковбой икал, а от испуга перестал).

·        Чтобы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ?

            (Ответ: Ножи были разрисованы под очистки).

Выслушав описание ситуации, играющие задают вопросы, но только такие, на которые ведущий может ответить «да» или «нет» (допускается ответ «не имеет значения»). Задача играющих – разгадать ситуацию, т.е. объяснить все странное и непонятное в рассказе ведущего.

Обсуждение:

- какие трудности возникали в процессе игры?

- как вы смогли разгадать правильный ответ? Что вам помогло?

III. Снятие психологической напряженности, подведение итогов занятия

Цель: снятие эмоциональной напряженности

Время: 1 мин.

Материалы: нет

Процедура проведения:

Группа становится в круг. Участники все вместе аплодируют друг другу.

Подведение итогов занятия

Члены группы по желанию высказывается о том, что им понравилось / не понравилось в процессе занятия.

Дополнительные упражнения

Упражнение «Вживание в образ»

Цель: развитие воображения, способности вжиться в образ

Время: 1 мин.

Материалы: карточки с парными образами

Процедура проведения:

Группа разбивается на пары. Ведущий называет парные образы:


- причал – корабль

- мячик – стенка

- червяк – рыбка

- белье – веревка

- тетрадь – ручка

- Солнце – Земля

- река – мост

- ножницы – бумага

- брюки - щетка

- гора - альпинист

- музыкант - пианино

-дождь-зонт


 В каждой паре участников необходимо распределить образы. «Образы» ведут между собой диалоги, разыгрывают импровизационные сценки.

Обсуждение:

- удалось ли вам вжиться в образ, полно и детально показать его?

- помогало ли вам поведение партнера?

Упражнение «Построение»

Цель: снятие эмоциональной напряженности

Время: 1 мин.

Материалы: нет

Процедура проведения:

Группе предлагается построится по алфавиту (полных имен), цвету волос и т.д.

Сайт создан в системе uCoz