Программа социально-психологического тренинга

Составители: Русских Л. А., Голубева Е. В.

Социально-психологический тренинг – это метод обучения, осуществляемый в процессе группового взаимодействия и направленный на повышения компетентности в сфере общения.

Принципы работы группы:

1) активность на занятиях: все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они ведут себя в конкретной ситуации общения и что можно сделать для оптимизации собственной стратегии общения.

2) открытая обратная связь: чтобы обратная связь была эффективной, она должна быть такой, чтобы тот, кому она адресована, мог воспринять ее и найти в ней позитивные для себя моменты. Для этого важно избегать прямых оценок, категоричности суждений. Важно ориентироваться на лучшее в человеке, помогать члену группы найти способы совершенствования своих навыков и умений.

3) «здесь и теперь»: обсуждению подлежат лишь те личностные проявления, характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия.

4) доверительность в общении: доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для искренних высказываний участников по всем обсуждаемым проблемам.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необхо­димо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами.

Вербальная коммуникация (речь) – это процесс общения с помощью языка.

Невербальная коммуникация – жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую, усиливающую, а иногда и заменяющую слова.

Интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцеп­тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны, и в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, их вы­деление возможно лишь для анализа.

Цель занятия: повышение компетентности участников группы в сфере общения через

–    изучение коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения,

        углубление опыта анализа ситуаций общения,

        расширение и обогащение репертуара эффективных приемов общения.

Подцели:

1.      изучение  коммуникативной стороны общения.

Задачи:

–    приобретение психологических знаний о коммуникативной стороне общения;

        приобретение и развитие навыков вербального и невербального общения,

        изучение возможностей и ограничений вербальной, невербальной коммуникации.

2.      изучение  интерактивной стороны общения

Задачи:

        приобретение психологических знаний о интерактивной стороне общения;

        приобретение и развитие навыков взаимодействия в процессе общения,

–   осознание трудностей организации совместной деятельности при ограничении обратной связи (других сторон общения).

3.      изучение перцептивной стороны общения

Задачи:

        приобретение психологических знаний о перцептивной стороне общения,

        развитие адекватного восприятия себя и других в ситуациях общения,

–  получение опыта различения образа другого человека, изучение искажений взаимовосприятия,

–   осознание иллюзий социальной перцепции.

Блок 1: изучение  коммуникативной стороны общения

1. Упражнение «Бегущие огни».

Цель: включение участников в групповую работу, создание благоприятной психологической атмосферы, снятие напряжения, развитие навыков вербального и невербального общения.

Время: 10 – 15 мин.

Процедура: Участники сидят в кругу, один из них говорит соседу какую-нибудь короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна приветствий и повторений бежит по кругу, как по трибунам. Упражнения необходимо выполнять с максимальной скоростью. Когда волна проходит полкруга, к заданию прибавляется еще один элемент, который может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится. Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее.

Обсуждение:

-  что чувствовали участники в процессе выполнения упражнения?

-  изменилось ли ваше состояние после выполнения упражнения?

2. Упражнение «Послание самому себе».

Цель: изучение возможностей и ограничений вербальной коммуникации

Время: 20 мин.

Процедура:

Участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось место для еще одной шеренги. Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня, а сам бежит в левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания самим себе.

Обсуждение:

- совпадало ли полученное вами сообщение с отправленным?

- если нет, то как вы думаете, почему?

- что вы чувствовали, когда получили собственное искаженное / неискаженное сообщение?

- от чего зависит эффективность вербальной коммуникации?

3. Упражнение «Тюрьма».

Цель: развитие способности к невербальному общению.

Время: 15 мин.

Процедура:

Участники делятся на пары. В каждой паре один участник становится «заключенным», другой – «посетителем». Участникам дается инструкция: «Вам необходимо обсудить план побега из тюрьмы, используя только невербальные средства. Меду вами – стекло, через которое неслышно звуков. Переговорное устройство не работает. Задача посетителя – за 1 мин. объяснить заключенному способ и время побега. Задача заключенного – понять и в случае необходимости с помощью невербальных средств уточнить непонятое». Через 1 мин. дается инструкция поменяться ролями.

Обсуждение:

- что понял «заключенный»?

- что хотел сказать «посетитель»?

- какие приемы невербального общения оказались эффективными?

- как вы себя чувствовали, не имея возможности использовать невербальные средства?

Блок 2: изучение интерактивной стороны общения

1. Упражнение «Спички»

Цель: осознание трудностей организации совместной деятельности при ограничении обратной связи.

Время: 25 мин.

Процедура:

Участники по двое сидят спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение повторяется, но уже с правом задавания вопросов.

Обсуждение:

- какие результаты получились у вас в первом и во втором случаях?

- что вы чувствовали, когда не получали или не могли дать обратную связь партнеру?

2. Упражнение «Разговор больших пальцев»

Цель:  расширение репертуара способов взаимодействия, осознание трудностей организации взаимодействия при ограничении коммуникации.

Время: 20 мин.

Процедура:

Участникам дается инструкция: «Вы должны общаться большими пальцами. Ведущий будет комментировать процесс вашего взаимодействия. Ваши пальцы увидели друг друга и решили познакомиться. Познакомьтесь. Ваши пальцы решили весело провести время. Договоритесь, куда вы пойдете. Теперь ваши пальцы  поссорились и не разговаривают. Но им скучно друг без друга и они решили помириться. Помиритесь. Ваши пальцы договариваются о новой встрече. А теперь попрощайтесь».

Обсуждение:

- как вы чувствовали себя в процессе выполнения упражнения?

- что было самым трудным во взаимодействии больших пальцев?

Блок 3: изучение перцептивной стороны общения

1. Упражнение  "Я за тебя отвечаю"

Цель: получение опыта различения образа другого человека, изучение искажений взаимовосприятия.

Время: 20 мин.

Процедура:

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник. Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно и на любую тему. Вводятся ограничения, либо временные, либо на количество задаваемых вопросов. Пара по желанию меняется ролями. Игра проходит с двумя-тремя парами участников.

Обсуждение:

Обсуждение может строиться из нескольких слоев.

Первый слой посвящен впечатлениям молчащего члена пары.

- где были точные попадания в ответах, а где бы он ответил иначе?

 Затем впечатлениями делится второй игрок, взявший на себя ответственность за первого.

- легко ли было отвечать на вопросы, как и за счет чего он находил ответы?

Второй слой обсуждения поднимается после того, как все желающие пары отыграются и касается связи характера вопроса с особенностями личности тех, кто на них отвечал.

- почему именно этой паре были заданы именно эти вопросы, а не какие-нибудь другие?

 Третий слой обсуждения связан с ожиданиями задававших вопросы.

- задавая вопрос, ожидали ли вы определенный ответ на него?

- если ответ не совпадал с ожидаемым, что вы чувствовали?

2. Тест-упражнение «Иллюзии социальной перцепции».

Цель: осознание иллюзий социальной перцепции, изучение искажений взаимовосприятия.

Время: 10 мин.

Процедура:

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?»

Обсуждение:

Чаще всего оказывается, что в других не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твердости, настойчивости и т. д. Эффективно общаться можно, лишь обладая достаточными психологическими знаниями и перестраиваясь с одной позиции на другую.

3. «Проективный рисунок»

Цель: развитие перцептивной стороны общения

Время: 15 мин.

Процедура:

Задача заключается в том, чтобы нарисовать по два рисунка: «Я - какой я есть», «Я – каким я хочу чтобы меня воспринимали другие».

Обсуждение:

- покажите и опишите ваши рисунки: что на них изображено и почему?

- как отличаются ваш первый и второй рисунки?

Игра «Гвалт»

Цель: осознание трудностей процесса общения при наличии «помех», снятие психологической напряженности. 

Время: 5 мин

Процедура

В роли основных участников оказывается вся группа. Для этого участники распределяются по парам. Пары расходятся по комнате так, чтобы игроки, составившие пару, оказались в наибольшем удале­нии друг от друга. Для этого можно разойтись в диа­гональные углы комнаты. В одном углу будут первые половины всех пар, а в другом углу — вторые. По сигналу ведущего пары начинают обмениваться ин­формацией. Для усложнения взаимовосприятия мож­но предложить участникам коммуникации повернуться спиной друг к другу.

После того как обмен информацией состоялся, иг­рающие публично выясняют, кто как понял друг друга и какая информация передавалась изначально. Иска­жения восприятия, неизбежные в так организованном общении, нередко бывают весьма курьезными.

Обсуждения игры, как правило, не происходит, хотя можно обменяться соображениями о том, за счет чего некоторым играющим удалось услы­шать передаваемые им сведения точнее и подробнее, чем другим.

Подведение итогов занятия

Каждый член группы высказывается о том, что нового он узнал, приобрел в процессе занятия.

Дополнительные упражнения

Упражнение «Подарок по кругу»

Цель: развитие способности к невербальному общению

Время: 15 мин.

Процедура:

Участники становятся в круг спиной друг к другу. Их задача – передать по кругу подарок, изобразив его с помощью невербальных средств.

Обсуждение:

- какой подарок передавал по кругу каждый из участников, и какой подарок к нему «вернулся»?

- какие невербальные средства помогли вам понять, что передается?

Упражнение «Общий язык»

Цель: изучение ситуации ограниченного общения

Время: 15 – 20 мин.

Процедура:

Из группы выбирается по желанию тройка участников. Участники должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также лишается права разговаривать, вдобавок у него завязаны глаза. Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. По желанию игра повторяется со следующей тройкой участников.

Обсуждение:

- удалось ли вам договориться?

- трудно ли было выполнить упражнение?

- что способствовало, а что препятствовало успешному нахождению общего языка?

Сайт создан в системе uCoz