Карта развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
1. Развитие видов детской деятельности
1. Игра:
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
- участвует в разыгрывании сюжета — цепочки 2—3 действий.
2. Рисование:
- создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел.
3. Аппликация:
- может составить схематическое изображение из 2—3 частей;
- выкладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу.
4. Конструирование:
- создает предметные конструкции из 3—5 деталей.
П. Развитие двигательной сферы
- может пройти по гимнастической скамейке;
- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3—4 раза);
- может перекладывать мелкие предметы (со стола в коробку).
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
- знает названия 3-4 цветов и 2-3 форм;
- может выбрать из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- по образцу, предложенному взрослым, может выполнить постройку из 3-4 кубиков;
- по просьбе взрослого может запомнить 2-3 слова;
- не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;
- использует предметы-заместители (палочка как ложка, градусник, карандаш и др.).
2. Развитие представлений об окружающем:
- достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
- может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-ква, ду-ду-ду и др.), возможны дефекты звукопроизношения;
- согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и т.д. (отдельные ошибки допустимы);
- отвечает на простые вопросы взрослого.
IV. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.
2. Усвоение социальных норм и правил:
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.
Карта развития детей 4-5 лет (средняя группа)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;
— самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3—4 действий.
2. Рисование:
— создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения.
3. Аппликация:
— может работать с ножницами (держать их правильно), вырезая простые формы;
— составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.
4. Конструирование:
— создает предметные конструкции из 5—6 деталей (по образцу, замыслу);
— осваивает конструирование из бумаги и природного материала.
П. Развитие двигательной сферы
— может перешагивать через рейки гимнастической лестницы;
— может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3—4 раза подряд;
— может нанизывать бусины на леску.
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;
— может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;
— по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4-5 деталей;
— может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;
— занимается чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут;
— может дать несколько (хотя бы 2—3) ответов на вопрос: «На что похожа фигурка?» - об изображении фигурки неопределенной формы.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки (исключение могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);
— употребляет все части речи, появляется словотворчество;
— самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого).
IV. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
— вступает в ролевое взаимодействие с детьми.
2. Усвоение социальных норм и правил:
— проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.);
— замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам.
Карта развития детей 5—6 лет (старшая группа)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
— участвует в распределении ролей до начала игры.
2. Рисование:
— изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение.
3. Аппликация:
— самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);
— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение.
4. Конструирование:
— создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей);
— осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора).
II. Развитие двигательной сферы
— может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;
— отбивает мяч о землю одной рукой 4—5 раз подряд;
— может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;
— на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;
— по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5-6 названий предметов;
— действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки);
— дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями of окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
— грамотно использует все части речи;
— использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.
VI. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
— избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
2. Усвоение социальных норм и правил:
— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям).
Карта развития детей 6—7 лет (подготовительная группа)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— отображает в игровых действиях отношения между людьми;
— участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.
2. Рисование:
— изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции, замысел опережает изображение.
3. Аппликация:
— владеет разными способами вырезания из бумаги;
— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметную композицию (сюжет).
4. Конструирование:
— осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах.
II. Развитие двигательной сферы
— может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.;
— подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5—7 раз);
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— расставляет по величине 10 и более предметов одинаковой формы;
— распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда);
— может запомнить по просьбе взрослого 6-7 названий предметов;
— осуществляет деятельность по правилу;
— может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
— грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;
— использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия.
— может объяснить значения знакомых многозначных слов.
IV. Социальное развитие
Общение со сверстниками:
— избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
— участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
— дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил:
— регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
— отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
В таблице приведены достижения детей в 6 сферах (речь, общение, рисование, культурно-гигиенические навыки, действия с предметами, моторика) в соответствии с разными возрастными этапами (21, 24, 30, 36 месяцев).
возраст сфера |
21 мес. |
24 мес. |
30 мес. |
36 мес. |
Речь |
Называет 5 изображений на рисунке |
Задает первые вопросы |
Задает различные вопросы |
Может связно рассказывать |
Общение |
Ищет помощи у взрослых |
Общается с детьми |
Может связно рассказывать |
В игре входит в роль |
Рисование |
Черкает карандашом в рамках листа |
Черкает вертикальные и горизонтальные линии |
Умеет чертить кривую, замкнутую линию |
Рисует шар, яблоко и другие предметы |
Культурно-гигиенические навыки |
Самостоятельно ест |
Регулирует отправление физиологических потребностей |
Регулярно сообщает о физиологической потребности |
Сам раздевается и одевается |
Действия с предметами |
Бросает мяч в ящик |
Пробует ловить брошенный мяч |
Расстегивает 3 пуговицы |
Ставит 10 кубиков один на другой |
Моторика |
Пробует бегать |
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
Бегает значительно лучше |
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |